Отчет об устойчивом развитии КПО 2021

Структура и подходы в управлении

Казахстанский филиал «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» был основан в 1997 г. как совместное предприятие для осуществления деятельности по эксплуатации Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (далее – Карачаганакское месторождение или КНГКМ) в соответствии с Окончательным соглашением о разделе продукции (далее – ОСРП).

КПО аккумулирует в себе опыт пяти международных нефтегазовых компаний (далее - Подрядные или материнские компании), представленных их соответствующими аффилированными лицами, как указано далее:

Грамотно выстроенная система управления является залогом успешного развития предприятия.  В компании КПО действуют комплексная и сбалансированная система управления, включающая управление рисками, внутренний контроль и обеспечение нормативно-правового соответствия.  Комплексный управленческий подход способствует принятию грамотных решений и внедрению механизмов контроля для обеспечения системного и эффективного претворения в жизнь стратегий, задач и указаний от высшего руководства.

Структура организации

Организационная структура КПО разработана с учетом постоянной адаптации к внешним экономическим условиям для достижения поставленных бизнес-задач и требований Республики Казахстан (представленной Полномочным органом в лице ТОО «PSA») и Материнских компаний.  Для осуществления нефтегазовых операций, предусмотренных в ОСРП, была принята модель совместного операторства в лице Agip Karachaganak B.V. и BG Karachaganak Limited (соответствующие филиалы «Эни Спа» и «Шелл»; «Шелл» официально приобрела 100% «БиДжи Груп»).

Двумя основными руководящими органами КПО являются Совместный комитет по управлению (СКУ) и Совместный комитет по сбыту (СКС). Они формируются из числа представителей каждой из пяти Подрядных компаний и Полномочного органа согласно положениям ОСРП. На заседаниях СКУ Полномочный орган имеет один голос, и подрядные компании совокупно обладают одним голосом. Для принятия решения необходимо единогласное мнение всех сторон.  Такой же принцип действует и в СКС.

В дополнение к вышесказанному, в целях выполнения условий Соглашения о совместной деятельности (между Материнскими компаниями) и Соглашения о совместном управлении (между Операторами Eni и Shell). На уровне Подрядчика и Оператора, на предприятии учреждена система подкомитетов, занимающихся определенными вопросами. Графически полная структура управления представлена на рис. 6.  Детально функции комитетов и подкомитетов были описаны в Отчете об устойчивом развитии за 2018 год (стр. 33-34).

Различные подкомитеты на уровне Подрядчика и Оператора дают свои профессиональные рекомендации и ценные указания по конкретным производственным и корпоративным вопросам. У каждого Подкомитета есть свои цели и задачи, которые прописаны в соответствующих Положениях.

Вопросы устойчивого развития, в том числе, такие аспекты как социальные, экономические и экологические, находятся в юрисдикции Подкомитета по устойчивому развитию при Комитете Операторов.  В его работе участвуют как представители Оператора, так и КПО. Его основная цель - консультирование по конкретным вопросам и проблемам, касающимся влияния месторождения на жителей населённых пунктов, находящихся в зоне его непосредственного воздействия.

Подкомитет по устойчивому развитию также занимается рассмотрением вопросов мониторинга условий проживания жителей бывших пп. Березовка и Бестау после их переселения, а также взаимодействия с населением Бурлинского района, в том числе и близлежащих к Карачаганакскому месторождению населенных пунктов; работы с неправительственными организациями; отчетности по устойчивому развитию.

Рис. 6. Высшие звенья управления Карачаганакским проектом (по состоянию на 01.01.2022 г.)

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Организация и проведение нефтегазовых операций требует тщательного подхода с учетом возможного воздействия на здоровье сотрудников, окружающую среду и производственные активы.  Как добросовестный недропользователь, компания КПО уделяет особое внимание управлению бизнес-рисками, охватывающими все аспекты работы предприятия, включая, но не ограничиваясь следующими:

  • сложности с привлечением и удержанием квалифицированных местных кадров;
  • безопасность персонала на производстве: риск выбросов сероводорода;
  • риск потери политической и социальной стабильности;
  • дорожно-транспортные происшествия: потеря управления транспортным средством;
  • несоблюдение этических норм со стороны нашего собственного персонала, а также подрядчиками и субподрядчиками;
  • риски загрязнения окружающей среды: потенциальные разливы, образования отходов и выбросов в атмосферу, отзыв разрешения на выбросы;
  • риски недостижения целевых показателей по сокращению углеродного следа (климатический риск);
  • риск целостности производства;
  • отсутствие четкой долгосрочной стратегии;
  • риск потери возможностей реализации нефтегазовой продукции;
  • подверженность серьезным инцидентам кибератак.

КПО ведет работу по снижению негативного воздействия вышеуказанных рисков через системный подход и непрерывную оценку с целью выработки оптимальной бизнес-стратегии и управления изменениями.

В 2021 году КПО внедрила новую Интегрированную модель управления рисками для эффективного выявления, оценки и управления бизнес-рисками и рисками технологической безопасности. Процедура интегрированного управления рисками и Система управления рисками определяют и описывают сам процесс, включая распределение функций и обязанностей по всей Компании.  Система также направлена на синхронизацию бизнес-целей и задач с бизнес-рисками на каждом уровне организации.

Директорат по вопросам корпоративного управления отвечает за внедрение, поддержание, контроль и постоянное совершенствование интегрированной системы управления рисками.  В частности, модель рисков аккумулирует основные бизнес-риски в «Корпоративном реестре рисков», который содержит перечень потенциальных рисков, а также соответствующие превентивные и корректирующие действия. Данный процесс регулируется Процедурой интегрированного управления рисками. Все бизнес-риски в виде корпоративного реестра рисков выносятся на рассмотрение Комитета по управлению рисками с участием высшего руководства КПО.

С другой стороны, ключевые риски промышленной безопасности включены в реестр с помощью программы «Модель барьеров», которая содержит подробное их описание. Эти риски находятся под контролем директората по охране труда, технике безопасности и целостности производства и регулируются Cистемой управления рисками.

Мониторинг и анализ рисков являются частью процесса управления рисками и включают регулярную проверку и переоценку, которые должны выполняться с помощью Инструмента управления рисками. Этот инструмент содержит всю подробную информацию, представленную и проверенную в отношении интегрированного подхода к рискам.

Для проверки эффективности процесса управления рисками выполняются следующие этапы:

  • Дважды в год: – на заседаниях Комитета по рискам Сводный отчет о рисках обсуждается, согласовывается и направляется в Комитет Подрядчика.
  • На постоянной основе: информация о развитии рисков регулярно пересматривается и обновляется на уровне Владельцев рисков для обеспечения своевременного и эффективного выполнения превентивных действий по снижению выявленных рисков и своевременного информирования координатора по комплексному управлению рисками.

Меры снижения ключевых рисков по существенным социальным, экологическим и экономическим темам раскрыты детально в соответствующих главах Отчета.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КПО

Надлежащее управление необходимо для обеспечения устойчивости крупномасштабных инвестиций и особенно важно в такой сложной организации, как КПО, где эффективное управление, внутренний контроль и процессы обеспечения качества имеют жизненно важное значение.

По всем аспектам своей деятельности, в соответствии с ОСРП, КПО ведет работу, руководствуясь международными стандартами. Стандарты внедряются посредством ряда регламентов, процедур и соответствующих рациональных практик, лежащих в основе системы управления КПО.

Системы менеджмента КПО, связанные с устойчивым развитием, приведены в следующей таблице:

Таб. 4. Системы управления по вопросам устойчивого развития

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Производственные вопросы

Охрана труда, промышленной безопасности и целостности производства

Вклад в социальную сферу

Соблюдение правовых и этических норм

  • Кодекс устойчивого развития
  • Руководство по системе корпоративного управления КПО;
  • Система менеджмента по вопросам корпоративного управления.
  • Руководство по системе управления производством;
  • Система управления директоратом маркетинга;
  • Система управления финансовым директоратом;
  • Политика по системе управления компетенциями.
  • Политика в области ОТ, ТБ и ООС и правила;
  • Ежегодный План по улучшению ОТ, ТБ и ООС;
  • Политика в области охраны труда и пропаганды здорового образа жизни;
  • Энергетическая политика и Руководство по системе энергоменеджмента и «Зеленые правила»;
  • Руководство по системе управления безопасностью;
  • Руководство по системе менеджмента в области ОТ, ТБ и ООС.
  • Положение о службе ОТ, ТБ и Целостности производства
  • Политика по местному содержанию;
  • Система управления офиса в г. Нур-Султан и секретариата СКУ;
  • Положение и стандарты в сфере социальной деятельности КПО;
  • Политика в области спонсорства и благотворительности;
  • Положение об управлении трудовыми ресурсами;
  • Система управления отдела социальных проектов.
  • Кодекс поведения КПО;
  • Деловые принципы КПО;
  • Руководство по противодействию взяточничеству, коррупции и отмыванию денег;
  • Система управления отдела по нормативно-правовому соответствию

Интегрированная система управления в области ОТ, ТБ и ООС 

Компания КПО управляет вопросами ОТ, ТБ и ООС  в рамках одноименной интегрированной системы менеджмента, сертифицированной на соответствие международным стандартам ISO 14001:2015 (Система экологического управления), ISO 45001:2018 (Охрана труда и промышленной безопасности) и ISO 50001:2018 (Управление энергопотреблением).

Постоянное совершенствование и приверженность является главным приоритетом Компании в обеспечении здоровья и безопасности персонала с минимальным воздействием на окружающую среду.  В 2021 г.  КПО прошла повторную сертификацию на подтверждение соответствия требованиям международных стандартов ISO. Большая работа над поддержанием данного процесса ведется сотрудниками КПО и подрядных организаций.

Требования КПО в области ОТ, ТБ и ООС широко распространены как внутри Компании, так и за ее пределами, и изложены в специальном приложении ко всем контрактам, заключаемым Компанией.

Ежегодно в КПО проводится ряд программ, тренингов, инициатив и кампаний c целью повышения культуры ОТ, ТБ и ООС. Такие инициативы включают, но не ограничиваются вводными инструктажами, специализированным профобучением, а также такими программами, как «Программа лидерства и культуры по технике безопасности», «Карточка ОТ, ТБ и ООС», «Программа поощрения в области ОТ, ТБ и ООС», «Оценка рисков для здоровья», «Программа развития экологической культуры и повышения осведомленности» и другими.

Кроме того, КПО ежегодно выполняет свой план по внутреннему аудиту в области охраны труда и промышленной безопасности. Например, в 2021 г. КПО провела 14 аудитов в области ОТ, ТБ и ООС.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Для целей внутреннего контроля KPO разработала два типа процессов: i) процесс оценки рентабельности по проектам с капитальными затратами, и ii) внутренний аудит.

Что касается процессов обеспечения соответствия, все капитальные проекты развития КПО оцениваются для обеспечения надлежащего обоснования в процессе принятия решений, от определения возможностей до эксплуатации, а также для оптимизации стоимости инвестиций для предприятия.  В зависимости от уровня инвестиций, осуществляются внутренние и внешние (с привлечением материнских компаний) мероприятия по оценке рентабельности, чтобы обеспечить эффективное выполнение операций.

С другой стороны, существует процесс внутреннего аудита для обеспечения внутренней и независимой проверок в целях достижения поставленных производственных задач с помощью системного и всестороннего подхода.  Такой подход помогает оценить и повысить эффективность процессов управления рисками, контроля и управления.

КПО разрабатывает годовой план по всем аспектам деятельности, включая такие области как эффективность бизнес-процессов и системы управления в области ОТ, ТБ и ООС, соблюдение законодательства, нормативных актов и внутренних регламентов, достоверность финансовой и управленческой отчетности, а также последующие действия по исправлению выявленных недостатков.

Во-вторых, материнские компании КПО ежегодно проводят независимый аудит для обеспечения дополнительной степени качества в отношении эффективности и соответствия требованиям в областях управления, внутреннего контроля и управления рисками. Результаты аудита сообщаются высшему руководству КПО и материнским компаниям в рамках Подкомитета по аудиту.

В-третьих, эффективность системы контроля Компании и соответствия международным стандартам, а также соблюдения законов РК, обеспечивается работой над соответствием сертификации по стандартам ИСО, включая обзорные аудиты упомянутые выше.

Вопросы прав человека

При проведении нефтегазовых операций КПО соблюдает применимые местные и международные законы и правила, включая Всеобщую декларацию прав человека Организации Объединенных Наций и основные конвенции Международной организации труда в области прав человека.

Вопросы прав человека встроены во внутренние положения Компании, описывающие соблюдение требований с точки зрения социального вклада, безопасности, человеческих ресурсов, а также ведения закупок.  Наряду с этим, КПО стремится проводить надлежащую проверку своих процессов закупок, чтобы обеспечить равные возможности для бизнеса и исключить коррупцию.

Следуя цели уважения и защиты прав своих работников и местных сообществ, мы в КПО также регулярно взаимодействуем с нашими внешними заинтересованными сторонами и стремимся внести прямой или косвенный вклад в общее благополучие сообществ, в которых работаем.

КПО придерживается подхода абсолютной нетерпимости к современному рабству и детскому труду, стремится выявлять и устранить эти риски, включая торговлю людьми, возникающие в ее цепочках поставок и в других сферах ее деятельности.