Структура и подходы в управлении

Казахстанский филиал «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» был основан в 1997 г. как совместное предприятие для осуществления деятельности по эксплуатации Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (далее – Карачаганакское месторождение или КНГКМ) в соответствии с Окончательным соглашением о разделе продукции (далее – ОСРП).

КПО аккумулирует в себе опыт пяти международных нефтегазовых компаний (далее – Подрядные или материнские компании, «Шелл» заменила «БиДжи» в 2016 г.):

В Компании действуют комплексные и четко налаженные процессы управления, включая управление рисками, внутреннего контроля и обеспечения нормативно-правового соответствия. Это является залогом успешного развития предприятия. Комплексный управленческий подход ставит своей основной задачей принятие грамотных решений и внедрение механизмов контроля для обеспечения систематичного и эффективного претворения в жизнь стратегий, задач и указаний, исходящих от высшего руководства.

Структура

Организационная структура КПО разработана в целях достижения поставленных бизнес-задач на благо Республики Казахстан, представленной Полномочным органом в лице ТОО «PSA», и наших Материнских компаний.

Два основных руководящих органа КПО: Совместный комитет по управлению (СКУ) и Совместный комитет по сбыту (СКС), формируются представителями каждой из пяти Подрядных компаний и Полномочного органа согласно положениям ОСРП. На заседаниях СКУ Полномочный орган имеет один голос и подрядные компании совместно имеют один голос. Для принятия решения необходимы положительные голоса всех сторон. СКС имеет такую же систему голосования, как и СКУ.

Кроме комитетов на предприятии учреждена система подкомитетов. Графически полная структура управления представлена на рис. 6. Детально функции комитетов и подкомитетов были описаны в Отчете об устойчивом развитии за 2018 год.

Рис. 6. Высшие звенья управления Карачаганакским проектом (по состоянию на 01.04.2021 г.)

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КПО

По всем аспектам своей деятельности, в соответствии с ОСРП, КПО ведет работу, руководствуясь международными стандартами. Стандарты внедряются посредством ряда регламентов, процедур и соответствующих рациональных практик, лежащих в основе системы управления КПО.

Системы менеджмента КПО, связанные с устойчивым развитием, приведены в следующей таблице:

Табл. 5. Системы управления по вопросам устойчивого развития

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Производственные вопросы

Охрана труда, промышленной безопасности и целостности производства

Вклад в социальную сферу

Соблюдение правовых и этических норм

  • Кодекс устойчивого развития
  • Руководство по системе корпоративного управления КПО;
  • Система менеджмента по вопросам корпоративного управления.
  • Руководство по системе управления производством;
  • Система управления директоратом маркетинга;
  • Система управления финансовым директоратом;
  • Политика по системе управления компетенциями.
  • Политика в области ОТ, ТБ и ООС и правила;
  • Ежегодный План по улучшению ОТ, ТБ и ООС;
  • Политика в области охраны труда и пропаганды здорового образа жизни;
  • Энергетическая политика и Руководство по системе энергоменеджмента;
  • Руководство по системе управления безопасностью.
  • Политика по местному содержанию;
  • Система управления офиса в Нур-Султане и секретариата СКУ;
  • Положение и стандарты в сфере социальной деятельности КПО;
  • Политика в области спонсорства и благотворительности;
  • Положение об управлении трудовыми ресурсами;
  • Система управления отдела социальных проектов.
  • Кодекс поведения КПО;
  • Политика касательно конфликта интересов;
  • Политика по обеспечению соответствия.

Интегрированная система управления в области ОТ, ТБ и ООС

Компания КПО управляет вопросами ОТ, ТБ и ООС  в рамках одноименной интегрированной системы менеджмента, сертифицированной на соответствие международным стандартам ISO 14001:2015 (Система экологического управления), ISO 45001:2018 (Охрана труда и промышленной безопасности) и ISO 50001:2018 (Управление энергопотреблением).

В 2020 г.  КПО повторно прошла сертификацию и получила сертификаты о соответствии требованиям всех этих международных стандартов ISO. Достижение этой задачи стало демонстрацией нулевого влияния пандемии КВИ на процесс сертификации и обязательств КПО в области ОТ, ТБ и ООС.

Большая работа над поддержанием данного процесса ведется сотрудниками КПО и подрядных организаций. Постоянное совершенствование и приверженность является главным приоритетом Компании в обеспечении здоровья и безопасности персонала с минимальным воздействием на окружающую среду.

Требования КПО в области ОТ, ТБ и ООС широко распространены и изложены в специальном приложении ко всем контрактам, заключаемым Компанией. Для снижения потенциальных рисков и обеспечения безопасных условий труда в КПО внедрены соответствующие процедуры.

Ежегодно в КПО проводится ряд программ, тренингов, инициатив и кампаний c целью повышения культуры ОТ, ТБ и ООС. Такие инициативы включают, но не ограничиваются вводными инструктажами, специализированным профобучением, а также такими программами, как «Программа лидерства и культуры по технике безопасности», «Карточка ОТ, ТБ и ООС», «Программа поощрения в области ОТ, ТБ и ООС», «Оценка рисков для здоровья», «Программа развития экологической культуры и повышения осведомленности» и другими. В 2020 г. КПО провела 6 внутренних аудитов и 22 аудита в области ОТ, ТБ и ООС.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Организация и проведение нефтегазовых операций требует тщательного подхода с учетом возможного воздействия на здоровье сотрудников, окружающую среду и производственные активы. Как добросовестный недропользователь, компания КПО уделяет особое внимание управлению бизнес-рисками, которые включают, но не ограничиваются следующими:

  • безопасность персонала на производстве: риск выбросов сероводорода;
  • дорожно-транспортные происшествия: потеря управления транспортным средством;
  • риск целостности производства;
  • риски загрязнения окружающей среды: потенциальные разливы, образования отходов и выбросов в атмосферу, отзыв разрешения на выбросы;
  • отсутствие четкой долгосрочной стратегии;
  • риск потери политической и социальной стабильности;
  • риск потери возможностей реализации нефтегазовой продукции;
  • риски несоблюдения этических норм нашим персоналом, нашими подрядчиками и субподрядчиками;
  • сложности с привлечением и удержанием квалифицированных местных кадров;
  • риск невозмещения расходов материнских компаний;
  • подверженность серьезным инцидентам кибер-атак.

В КПО официально действует процесс управления рисками с целью выявления и эффективного управления бизнес-рисками, а также рисками по безопасности в ходе ее деятельности.

Процедура и Система управления рисками определяют и описывают этот процесс, а также устанавливает распределение функций и обязанностей по всей Компании. Директорат по вопросам корпоративного управления отвечает за систему управления рисками и ведение корпоративного реестра рисков. Данный реестр содержит перечень потенциальных рисков, а также соответствующие планы мероприятий, направленные на их снижение.

Ключевые риски промышленной безопасности включены в реестр с помощью в программы «Модель барьеров», которая содержит подробное их описание. Эти риски находятся под контролем директората по охране труда, технике безопасности и целостности производства и регулируются Cистемой управления рисками.

В 2020 г. КПО инициировала изменения в подходе в области управления рисками в сторону интеграции. Данный подход направлен на синхронизацию бизнес-­целей и задач Компании с бизнес-рисками на всех уровнях организации.

Все бизнес-риски в виде корпоративного реестра рисков выносятся на рассмотрение Комитета по управлению рисками с участием высшего руководства КПО. После каждого совещания данного Комитета, Директор по вопросам корпоративного управления предоставляет Комитету Подрядчика корпоративный реестр рисков с подробным описанием наиболее критичных рисков Компании.

Меры снижения ключевых рисков по существенным социальным, экологическим и экономическим темам раскрыты детально в соответствующих главах Отчета.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

КПО использует аудит в качестве одного из инструментов для обеспечения соответствия своей деятельности необходимым требованиям. Отдел внутреннего корпоративного аудита КПО обеспечивает как внутреннюю, так и независимую проверку в целях повышения эффективности деятельности КПО и достижения поставленных производственных задач с помощью системного и всестороннего подхода. Такой подход помогает оценить и повысить эффективность процессов управления рисками, контроля и управления.

КПО разрабатывает годовой план по всем аспектам деятельности, включая такие области, как эффективность бизнес-процессов и системы управления в области ОТ, ТБ и ООС, соблюдение законодательства и внутренних регламентов, достоверность финансовой и управленческой отчетности, а также последующие действия по исправлению выявленных недостатков. Также, Материнские компании КПО ежегодно проводят независимый аудит для обеспечения дополнительной степени качества в области управления рисками, контроля и управления. Результаты аудита сообщаются высшему руководству КПО и Материнским компаниям в рамках Подкомитета по аудиту.

Еще один инструмент, который применяет Компания – это механизм оценки эффективности проектов. Данный метод применяется для всех проектов расширения и представляет собой легко адаптируемый, в зависимости от сложности проекта, механизм, призванный помочь ответственным за проект получить наиболее эффективную отдачу от инвестиций. Сверх того, оценка эффективности затрат, а также функциональные технические проверки, экспертная помощь и семинары проводятся на каждом этапе в рамках многоступенчатой проверки – от этапа идентификации проекта до его ввода в эксплуатацию. Представители Материнских компаний участвуют в оценке эффективности крупных капитальных проектов, в то время как аналогичная работа по небольшим проектам проводится непосредственно в КПО.

Дополнительно, эффективность системы контроля Компании, а также соблюдения законов РК, обеспечивается работой над соответствием сертификации по стандартам ISO, включая обзорные аудиты Системы экологического управления (ISO 14001:2015), Охраны труда и промышленной безопасности (ISO 45001:2018) и Системы управления энергопотреблением (ISO 50001:2018).

ИНИЦИАТИВА ПРОЗРАЧНОСТИ ДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ 

КПО поддерживает Инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в целях обеспечения прозрачности доходов и всей цепочки создания стоимости при управлении природными ресурсами Республики Казахстан (РК).

В 2020 г. КПО оплатила налоги и платежи в бюджет РК в сумме 971 млн долл. США. (по курсу внутренней системы бухгалтерского учета SAP) в соответствии с требованиями заполнения ИПДО.  Данные сведения отражены в 16-м Национальном отчете по Инициативе прозрачности добывающих отраслей РК за 2020 год.

КПО самостоятельно представляет ИПДО-отчеты по своим налоговым обязательствам в полномочные органы РК с 2014 года.

В таблице 6 представлены данные выплат КПО в период с 2014 по 2020 год.

Табл. 6. Уплаченные КПО налоги и обязательные платежи, 2014–2020 гг. (долл. США)

2014

2015

2016

2017*

2018

2019

2020**

2,1 млрд

1,2 млрд

0,369 млрд

0,746 млрд

1,9 млрд

1,6 млрд

0,971 млрд

Примечание: 
* Расхождение с суммой в 897 млн, опубликованной в Отчете об устойчивом развитии за 2017 год, объясняется отражением суммы возврата после проведения сверки данных плательщика и получателя на более позднем этапе.
** Начиная с 2020 г. при конвертации с казахстанского тенге в долл. США КПО выполняет расчет по курсу на момент оплаты в соответствии с внутренней системой бухгалтерского учета SAP, а не по курсу НБ РК на конец отчетного периода.

Cведения о налогах, уплаченных компанией КПО в государственный бюджет РК, имеются в открытом доступе по ссылкеhttp://egsu.energo.gov.kz в разделе «Итоговый отчет по налоговым и неналоговым платежам/поступлениям плательщиков нефтегазового и горнорудного секторов РК».

Следующий раздел
Деловая этика