ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
КПО стремится к тому, чтобы разработка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения велась с минимальным воздействием на окружающую среду. Мы ведем производственную деятельность на основе принципов устойчивого развития и с соблюдением высоких стандартов в области ООС. Ключевые экологические обязательства Политики КПО в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды включают:
- предотвращение загрязнения окружающей среды,
- снижение выбросов парниковых газов,
- сохранение биоразнообразия и экосистем,
- охрана природных ресурсов,
- обеспечение экологической безопасности,
- непрерывное улучшение показателей в сфере охраны окружающей среды.
В рамках взятых обязательств в области ООС, Компания применяет современные методики и наилучшие доступные технологии мирового класса.
План мероприятий по ООС
Для достижения поставленных целей в области охраны окружающей среды КПО ежегодно разрабатывает Планы мероприятий по охране окружающей среды (далее ПМООС). Мероприятия Плана направлены на обеспечение экологической безопасности, совершенствование методов и технологий в сфере ООС, рациональное природопользование и на поддержание уровня соответствия международным стандартам ISO 14001 и ISO 50001.
В соответствии с положениями Экологического кодекса РК, для получения Разрешения на эмиссии в окружающую среду Компания представляет ПМООС на период получения разрешения в соответствующие уполномоченные органы.
В 2020 г. КПО вела производственную деятельность на основании выданных разрешений на эмиссии в ОС и согласованных ПМООС, указанных в таблице на странице вебсайта https://kpo.kz «Охрана окружающей среды/ План мероприятий по ООС». В 2020 г. на КНГКМ было получено четыре Разрешения на каждый вид эмиссий в ОС: на выбросы загрязняющих веществ (ЗВ), размещение отходов, сбросы ЗВ с хозяйственно-бытовыми сточными водами, а также на сбросы ЗВ с технологическими и попутно-пластовыми водами, которые закачиваются в подземные горизонты КНГКМ на Полигонах 1 и 2. Соответственно, ПМООС был разработан и согласован для каждого из полученных разрешений.
В 2020 г. общие фактические затраты на выполнение мероприятий по ООС для КНГКМ составили около 11,06 млрд тенге, т.е. 74 % освоенных денежных средств и 101% выполнения объема работ от плановых. Запланированные затраты для КНГКМ на 2020 г. составляли 14,96 млрд тенге. Разница между плановыми и фактическими затратами в 2020 г. объясняется неполным выполнением запланированного объема работ по отдельным мероприятиям, а также переноса части работ на 2021 г. по причине КВИ-ограничений.
Со ссылкой на пункт 2.3.1 Протокола заседания Государственной комиссии по обеспечению режима ЧС при Президенте РК (№ 12 от 15.04.2020 г.), в августе и ноябре 2020 г. КПО направила письма в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов и в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК о продлении срока выполнения четырех запланированных на 2020 год мероприятий до конца 2021 г.:
- Перемещение станций экологического мониторинга №5 и №15;
- Разработка рабочего проекта внедрения системы автоматизированного мониторинга дистанционной передачи данных в режиме реального времени, с учетом специфики объекта предприятия;
- Исследования по применению илового осадка хозяйственно-бытовых сточных вод;
- Проведение энергоаудита.
Реализация Планов мероприятий по ООС КПО на 2020 г. по разделам приведена в таблице 23.
Табл. 23. Выполнение Плана мероприятий по ООС за 2020 г., %
№ |
Разделы Плана мероприятий по ООС |
Процент выполнения мероприятий КПО: |
||
- на КНГКМ |
- для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (ЗКО) |
- для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (АО) |
||
1 |
Охрана воздушного бассейна |
130 % |
100 % |
100 % |
2 |
Охрана и рациональное использование водных ресурсов |
72 % |
100 % |
100 % |
3 |
Охрана земельных ресурсов |
127 % |
НП* |
НП* |
4 |
Охрана и рациональное использование недр |
100 % |
НП* |
НП* |
5 |
Охрана флоры и фауны |
100 % |
НП* |
100 % |
6 |
Обращение с отходами производства и потребления |
122 % |
0 % |
100 % |
7 |
Радиационная, биологическая и химическая безопасность |
100 % |
НП* |
НП* |
8 |
Внедрение систем управления и наилучших безопасных технологий |
85 % |
НП* |
НП* |
9 |
Научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы в области ООС |
69 % |
100 % |
100 % |
10 |
Экологическое просвещение и пропаганда |
100 % |
100 % |
100 % |
|
ИТОГО: |
101 %(11,06 млрд тенге) |
80 % |
100 % |
* НП – мероприятия не предусмотрены
Экологический эффект от реализации мероприятий ПМООС представлен в таблице 24
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШТРАФЫ
КПО осуществляет свою деятельность в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан (РК). В рамках своей производственной деятельности Компания ежегодно запрашивает и получает в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК Разрешение на эмиссии в окружающую среду, устанавливающее лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления.
В 2020 году, Компания не превысила общие лимиты эмиссий, установленные в Разрешениях. По результатам проведенных экологических проверок в течение отчетного периода, Компания оплатила административный штраф в размере 1,3 млн тенге. По событиям, относящимся к 2019 г., КПО оплатила административные штрафы на общую сумму 33,8 млн тенге. Компания обжаловала все вышеуказанные штрафы в вышестоящем органе и судах. Однако, жалобы Компании не были удовлетворены.
Также, по предъявленным двум гражданским искам в области ООС в отношении событий 2018–2019 гг. в 2020 г. КПО оплатила 30,4 млн тенге. Одно из гражданских дел, относящихся к 2018 году, рассматривалось судами трижды и было частично выиграно Компанией.
Табл. 24. Экологический эффект от реализации мероприятий по ООС КПО в 2020 г.
Выбросы в атмосферу |
|
Восстановление земель |
|
Управление отходами и сточными водами |
|
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ 9
УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА РК
Контекст / краткое описание вопроса:
В 2017 году Казахстан обьявил о переходе к «зеленой экономике». Данный процесс подразумевает глобальные изменения в национальной экономике, основанной на современном природоохранном законодательстве.
С 2018 года велась работа над разработкой нового Экологического кодекса РК. Специалисты Компании принимали активное участие на всех этапах разработки и рассмотрения данного документа.
Цель:
Внести вклад в формирование нового Экологического кодекса с учетом опыта специалистов КПО в ведении природоохранной деятельности на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении.
Решение / действия:
2020 год ознаменовался плодотворным завершением большой работы над проектом нового Экологического кодекса Республики Казахстан. В течение года, экологи Компании принимали активное участие в составе рабочих групп при Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК, Ассоциации нефтегазовых организаций «KazEnergy» и Мажилисе Парламента РК по обсуждению проектов нового Экологического кодекса РК и сопутствующих актов. Нашими специалистами были представлены конструктивные предложения и комментарии к проектам Экологического кодекса и сопутствующим актам в области охраны окружающей среды, а именно Водный, Налоговый, Предпринимательский кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и другие. Была проведена большая законотворческая работа по внесению изменений и дополнений в действующие акты природоохранного законодательства РК.
Результат:
Новый Экологический кодекс РК подписан Президентом РК К.К. Токаевым 2 января 2021 года и введен в действие с 1 июля 2021 года.
В рамках работы над новым кодексом, усилиями сотрудников Компании совместно с другими крупными природопользователями на законодательном уровне были решены важные и актуальные для производства вопросы, такие как обращение с отходами, выдача экологических разрешений, ведение автоматизированного мониторинга эмиссий, принятие национальных стандартов по зеленым технологиям и другие. Активное участие предприятий Казахстана в законотворческой работе позволит бизнесу рационально и сбалансированно осуществить модернизацию производственных мощностей, применяя наилучшие доступные технологии, в полном соответствии с государственной политикой по переходу к «зеленой экономике».