ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

КПО стремится к тому, чтобы разработка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения велась с минимальным воздействием на окружающую среду. Мы ведем производственную деятельность на основе принципов устойчивого развития и с соблюдением высоких стандартов в области ООС. Ключевые экологические обязательства Политики КПО в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды включают:

  • предотвращение загрязнения окружающей среды,
  • снижение выбросов парниковых газов,
  • сохранение биоразнообразия и экосистем,
  • охрана природных ресурсов,
  • обеспечение экологической безопасности,
  • непрерывное улучшение показателей в сфере охраны окружающей среды.

В рамках взятых обязательств в области ООС, Компания применяет современные методики и наилучшие доступные технологии мирового класса.

План мероприятий по ООС

Для достижения поставленных целей в области охраны окружающей среды КПО ежегодно разрабатывает Планы мероприятий по охране окружающей среды (далее ПМООС). Мероприятия Плана направлены на обеспечение экологической безопасности, совершенствование методов и технологий в сфере ООС, рациональное природопользование и на поддержание уровня соответствия международным стандартам ISO 14001 и ISO 50001.

В соответствии с положениями Экологического кодекса РК, для получения Разрешения на эмиссии в окружающую среду Компания представляет ПМООС на период получения разрешения в соответствующие уполномоченные органы.

В 2020 г. КПО вела производственную деятельность на основании выданных разрешений на эмиссии в ОС и согласованных ПМООС, указанных в таблице на странице вебсайта https://kpo.kz «Охрана окружающей среды/ План мероприятий по ООС». В 2020 г. на КНГКМ было получено четыре Разрешения на каждый вид эмиссий в ОС: на выбросы загрязняющих веществ (ЗВ), размещение отходов, сбросы ЗВ с хозяйственно-бытовыми сточными водами, а также на сбросы ЗВ с технологическими и попутно-пластовыми водами, которые закачиваются в подземные горизонты КНГКМ на Полигонах 1 и 2. Соответственно, ПМООС был разработан и согласован для каждого из полученных разрешений.

В 2020 г. общие фактические затраты на выполнение мероприятий по ООС для КНГКМ составили около 11,06 млрд тенге, т.е. 74 % освоенных денежных средств и 101% выполнения объема работ от плановых. Запланированные затраты для КНГКМ на 2020 г. составляли 14,96 млрд тенге. Разница между плановыми и фактическими затратами в 2020 г. объясняется неполным выполнением запланированного объема работ по отдельным мероприятиям, а также переноса части работ на 2021 г. по причине КВИ-ограничений.

Со ссылкой на пункт 2.3.1 Протокола заседания Государственной комиссии по обеспечению режима ЧС при Президенте РК (№ 12 от 15.04.2020 г.), в августе и ноябре 2020 г. КПО направила письма в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов и в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК о продлении срока выполнения четырех запланированных на 2020 год мероприятий до конца 2021 г.:

  1. Перемещение станций экологического мониторинга №5 и №15;
  2. Разработка рабочего проекта внедрения системы автоматизированного мониторинга дистанционной передачи данных в режиме реального времени, с учетом специфики объекта предприятия;
  3. Исследования по применению илового осадка хозяйственно-бытовых сточных вод;
  4. Проведение энергоаудита.

Реализация Планов мероприятий по ООС КПО на 2020 г. по разделам приведена в таблице 23.

Табл. 23. Выполнение Плана мероприятий по ООС за 2020 г., %

Разделы Плана мероприятий по ООС

Процент выполнения мероприятий КПО:

- на КНГКМ

- для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (ЗКО)

- для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (АО)

1

Охрана воздушного бассейна

130 %

100 %

100 %

2

Охрана и рациональное использование водных ресурсов

72 %

100 %

100 %

3

Охрана земельных ресурсов

127 %

НП*

НП*

4

Охрана и рациональное использование недр

100 %

НП*

НП*

5

Охрана флоры и фауны

100 %

НП*

100 %

6

Обращение с отходами производства и потребления

122 %

0 %

100 %

7

Радиационная, биологическая и химическая безопасность

100 %

НП*

НП*

8

Внедрение систем управления и наилучших безопасных технологий

85 %

НП*

НП*

9

Научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы в области ООС

69 %

100 %

100 %

10

Экологическое просвещение и пропаганда

100 %

100 %

100 %

 

ИТОГО:

101  %(11,06 млрд тенге)

80 %
(362,5 млн тенге)

100 %
(157,5 млн тенге)

* НП – мероприятия не предусмотрены

Экологический эффект от реализации мероприятий ПМООС представлен в таблице 24

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШТРАФЫ

КПО осуществляет свою деятельность в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан (РК). В рамках своей производственной деятельности Компания ежегодно запрашивает и получает в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК Разрешение на эмиссии в окружающую среду, устанавливающее лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления.

В 2020 году, Компания не превысила общие лимиты эмиссий, установленные в Разрешениях. По результатам проведенных экологических проверок в течение отчетного периода, Компания оплатила административный штраф в размере 1,3 млн тенге. По событиям, относящимся к 2019 г., КПО оплатила административные штрафы на общую сумму 33,8 млн тенге. Компания обжаловала все вышеуказанные штрафы в вышестоящем органе и судах. Однако, жалобы Компании не были удовлетворены.

Также, по предъявленным двум гражданским искам в области ООС в отношении событий 2018–2019 гг. в 2020 г. КПО оплатила 30,4 млн тенге. Одно из гражданских дел, относящихся к 2018 году, рассматривалось судами трижды и было частично выиграно Компанией.

Табл. 24. Экологический эффект от реализации мероприятий по ООС КПО в 2020 г.

Выбросы в атмосферу

  • Использование наземного насоса для перекачки продукции с высокой объемной долей газа при освоении скважин привело к сокращению выбросов на 3 769 т, от ожидаемых 385 т;
  • Использование сепараторов высокого давления при освоении 3 скважин позволило сократить выбросы ЗВ в атмосферу на 240 т от ожидаемых 6 747 т;
  • Использование жидкости на углеводородной основе для воздействия на пласт (Lamix или Deisel) позволило сократить выбросы ЗВ в атмосферу на 447 т от ожидаемых 391 т.

Восстановление земель

  • В 2020 г. восстановлено 59,26 га нарушенных земель после проведения скважинных операций и строительных работ при запланированных 46,7 га.

Управление отходами и сточными водами

  • Отправлено для сжигания на печь общего назначения 772 т отсортированных сгораемых и непригодных для повторного использования отходов.
  • Извлечено полезных компонентов из общей массы поступивших на сортировку коммунальных отходов для передачи их специализированным предприятиям на переработку и (или) повторное использование:
    • пластика – 23,84 т,
    • лома черных и цветных металлов – 8, 87 т,
    • макулатуры – 101,3 т,
    • отходов стекла (стеклобой) – 7, 51 т.
  • Объём переработки жидких отходов составил 6,60 тыс. т, переработки сточных вод – 8,52 тыс. т (в сравнении с планом ПМООС на 2020 г. – более 3 тыс. т);
  • В 2020 г. продолжено перемещение накопленных отходов с Площадки хранения твердых отходов и отработанных буровых жидкостей на переработку во Вращающейся печи и Установке термомеханической обработки шлама (УТОШ) Экоцентра. В течение года переработано 1 720 т отходов при плане 3 000 т. Запланированный объем отходов не переработан ввиду приостановки переработки шлама во вращающейся печи до окончания ремонта на УТОШ в связи с ограничениями согласованного проекта Нормативов размещения отходов на 2020 г. в 500 т/год.
  • На установке УТОШ извлечено и направлено на повторное использование 671,2 т базового масла Lamix, применяемого для приготовления буровых растворов на нефтяной основе, при планируемом извлечении до 500 т.
  • Объем вторично использованных очищенных сточных вод для технических и производственных нужд КНГКМ составил 18 313 м3. Объем потребления технической воды из б. Кончубай составил 384 453 м3. Ввиду сокращения работ по программе бурения, очищенные сточные воды на нужды бурения были использованы в меньшем объеме. Основной объем очищенных стоков был использован в теплое время года для пылеподавления на стройплощадках. Данный объем составил 4,8 % от объема потребленной технической воды из б. Кончубай при плане в 10 %.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ 9

УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА РК

Контекст / краткое описание вопроса:

В 2017 году Казахстан обьявил о переходе к «зеленой экономике». Данный процесс подразумевает глобальные изменения в национальной экономике, основанной на современном природоохранном законодательстве.

С 2018 года велась работа над разработкой нового Экологического кодекса РК. Специалисты Компании принимали активное участие на всех этапах разработки и рассмотрения данного документа.

Цель:

Внести вклад в формирование нового Экологического кодекса с учетом опыта специалистов КПО в ведении природоохранной деятельности на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении.

Решение / действия:

2020 год ознаменовался плодотворным завершением большой работы над проектом нового Экологического кодекса Республики Казахстан. В течение года, экологи Компании принимали активное участие в составе рабочих групп при Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК, Ассоциации нефтегазовых организаций «KazEnergy» и Мажилисе Парламента РК по обсуждению проектов нового Экологического кодекса РК и сопутствующих актов. Нашими специалистами были представлены конструктивные предложения и комментарии к проектам Экологического кодекса и сопутствующим актам в области охраны окружающей среды, а именно Водный, Налоговый, Предпринимательский кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и другие. Была проведена большая законотворческая работа по внесению изменений и дополнений в действующие акты природоохранного законодательства РК.

Результат:

Новый Экологический кодекс РК подписан Президентом РК К.К. Токаевым 2 января 2021 года и введен в действие с 1 июля 2021 года.

В рамках работы над новым кодексом, усилиями сотрудников Компании совместно с другими крупными природопользователями на законодательном уровне были решены важные и актуальные для производства вопросы, такие как обращение с отходами, выдача экологических разрешений, ведение автоматизированного мониторинга эмиссий, принятие национальных стандартов по зеленым технологиям и другие. Активное участие предприятий Казахстана в законотворческой работе позволит бизнесу рационально и сбалансированно осуществить модернизацию производственных мощностей, применяя наилучшие доступные технологии, в полном соответствии с государственной политикой по переходу к «зеленой экономике».

Следующий раздел
Санитарно-защитная зона