ҚазРусEng
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ К ТАЛАНТУ

Казахстанская Правда (Астана), № 70-71 (24680-24681)

Людмила КОРИНА

Не зря принято считать, что в цифре «три» есть некая магия удачи. Это подтвердил III Международный конкурс скрипачей, прошедший в Уральске. Неоднократно в ходе музыкального состязания звучала мысль о том, что пора становления осталась позади. Настало время больших результатов. Молодые музыканты оправдали надежды и устроителей конкурса, и зрителей, и членов жюри.

Конкурс стал очередной творческой удачей — так охарактеризовал его, подводя итоги большого музыкального праздника, известный всему миру скрипач-виртуоз Марат Бисенгалиев. Это его детище. После первого конкурса Марат признавался в том, что задумка состоит в следующем: сделать Казахстан своеобразной Меккой, а провинциальный Уральск — городом, где молодые таланты будут получать путевку на лучшие сцены мира. Сегодня в реальности этого замысла никто не сомневается. Престиж конкурса неизменно растет.

Это совместный проект, в котором наряду с Бисенгалиевым участвует и акимат Западно-Казахстанской области. Особо следует сказать о генеральном спонсоре — компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.». Руководство компании поддержало идею проведения конкурса на самом первоначальном этапе, когда она родилась на презентации камерного концертного зала областной филармонии имени Гарифоллы Курмангалиева. Реставрация филармонии также проводилась на средства инвесторов Карачаганака. Зал этот уникален прежде всего своей акустикой. Поэтому конкурсные прослушивания проводятся только здесь. Свою пресс-конференцию Марат Бисенгалиев начал со слов благодарности в адрес организаторов конкурса, его спонсоров. Эмблема конкурса и Карачаганака неразделимо соседствуют на сцене. По словам маэстро, такое внимание инвесторов Казахстана к вопросам развития музыкальной культуры в западном регионе и Казахстане в целом благоприятно влияет на имидж компании.

Об уровне конкурса свидетельствует поистине «звездный» состав жюри. Его неизменного председателя представлять уральцам уже нет необходимости. В Приуралье, которое Марат Бисенгалиев называет своей второй родиной, прекрасно знают о том, что их земляк является лауреатом многих престижных конкурсов. Записанные им компакт-диски получали номинации известнейших музыкальных изданий. Музыкальные критики считают, что у него индивидуальный, совершенно отличный от других стиль игры, который обеспечил ему безоговорочный успех. Генеральный директор Ньюпортского фестиваля Марк Малкович известен как специалист в области камерной музыки. Более ста артистов и музыкальных групп под его покровительством обрели славу звезд мирового масштаба. Крис Крейкер — прославленный режиссер звукозаписи. Питер Адамсон добился известности, выступая в составе струнного квартета в Великобритании и Европе. Джон Андерсон сочетает карьеру дирижера с преподавательской деятельностью в Великобритании. Впервые участвовали в судействе известный казахстанский музыкант, профессор консерватории, посол по особым поручениям МИД РК Дюсен Касеинов и исполнительница камерной музыки доктор музыкальных искусств из Японии Нобу Вакабаши.

Марат Бисенгалиев считает, что столь именитые музыканты способны обеспечить максимально объективную оценку выступлениям молодых талантов. Поскольку сегодня конкурс уже приобрел широкую известность, то претендентов на участие в нем с каждым годом становится все больше. Отборочный тур проходил заочно, в Англии, куда высылались видеозаписи исполнения музыкальных произведений. Отбор был очень тщательным. По мнению председателя жюри, главным требованием является не только безукоризненно точное музыкальное прочтение произведения, но и то вдохновение, которое присуще только настоящему таланту.

В этом году уровень исполнительского мастерства стал еще выше. В Уральск приехали 16 молодых музыкантов из России, Азербайджана, Англии, Японии, Тайваня, Румынии, Германии, а также казахстанские молодые дарования. Как всегда подчеркивает Марат Бисенгалиев, он рад успехам своих соотечественников. Но любое лоббирование интересов исключено. Более того, конкурсантам и членам жюри до окончательного подведения итогов не рекомендуются какие-либо контакты с прессой. Есть и еще один запрет — на участие в состязании родственников или учеников членов жюри. Он-то и стал предметом драматической ситуации. Весьма огорченным отправился домой из Уральска один из конкурсантов. Выяснилось, что в прошлом он учился у члена жюри конкурса. Решение жесткое, но, вне сомнения, справедливое. Оно еще раз подтвердило, что правила обязательны для всех.

Во время прослушиваний зал не пустовал. По свидетельству жюри, уральские зрители — это подготовленная аудитория. Еще один результат конкурса, не засвидетельствованный ни в каких протоколах, — растущий интерес к классической музыке. И в первую очередь — у молодого поколения.

На заключительном этапе скрипачи, вышедшие в финал, выступали в сопровождении оркестра. На первом конкурсе для этого приглашались музыканты из Самары. А уже в прошлом году в этом не было никакой необходимости, поскольку к тому времени Западно-Казахстанский филармонический оркестр был способен обеспечить высокий уровень музыкального сопровождения. Это еще одно важное направление работы Марата Бисенгалиева. Музыкант мирового масштаба, выступавший с известнейшими оркестрами Европы, он всегда мечтал создать свой, казахстанский оркестр.

Сегодня уже можно с полной уверенностью говорить о том, что эта мечта нашла яркое воплощение. Бисенгалиев собирал музыкантов со всего Казахстана. Но даже при высоком профессионализме каждого в отдельности соединить всех вместе, добиться гармоничного и безукоризненного звучания — дело непростое. Это самый трудный, но уже пройденный этап. За два года оркестр побывал на гастролях в Британии, Италии, Индии, Украине, Польше, Кыргызстане. Мировое признание к оркестрантам пришло не без помощи постоянных меценатов. На средства КПО были приобретены музыкальные инструменты девятнадцатого и начала двадцатого веков работы знаменитых мастеров Франции, Великобритании, Германии, Чехии. По специальному заказу альянса инофирм Карачаганака в Великобритании изготовлены смычки для скрипок, альтов, виолончели и контрабаса. В своем приветствии III Международному конкурсу скрипачей генеральный директор КПО Паоло Кампелли отметил, что компания с удовольствием третий год подряд оказывает поддержку престижному музыкальному форуму.

В дни конкурса состоялось знаменательное событие. Теперь у оркестра есть не только электронный, но и почтовый адрес. Музыкальный коллектив, можно сказать, получил в Уральске постоянную прописку. В одном доме расположены офис, студия звукозаписи и квартиры для оркестрантов. На презентации нового центра аким области Нургали Ашимов говорил о том, что конкурс скрипачей и филармонический оркестр являются гордостью и Приуралья, и Казахстана. В Западно-Казахстанской области всегда будет оказываться поддержка начинаниям такого большого таланта, как Марат Бисенгалиев. А члены жюри и конкурсанты, побывавшие на праздновании Наурыза и открытии областного фестиваля дружбы народов, заверили, что будут с восхищением рассказывать у себя на родине о прекрасных национальных традициях, казахстанском гостеприимстве, радушии и единстве людей, живущих на слиянии Европы и Азии.

Но празднику предшествовали несколько дней напряженной работы. Для жюри это был действительно сложный выбор. Ведь все участники конкурса, несмотря на молодость, уже являются музыкантами экстра-класса. Впервые в этом году все семь скрипачей, вышедших в финал, были признаны лауреатами конкурса. Присуждены дипломы и призы в номинациях «За лучшее виртуозное выступление», «За лучшие музыкальность и артистизм». Третье место заняла Тамаки Муратсу (Япония). Второе место жюри решило не присуждать. Обладателями Гран-при стали сразу два участника. Почетное звание разделили Еуген Тичинделеану (Румыния) и Меруерт Туякбаева (Казахстан).

Высшая награда конкурса Казахстану присуждается впервые. Меруерт окончила в Германии Ганноверскую высшую школу искусств, стала обладательницей приза за виртуозность исполнения на международном конкурсе в России, выступала со многими оркестрами и сольными концертами в Европе. В интервью после церемонии награждения она сказала, что победа на родине — это и большая радость, и большая ответственность. По условиям конкурса, Еуген Тичинделеану предоставлено право записи концерта на Ньюпортском фестивале музыки. Меруерт Туякбаева запишет диск на студии фирмы «Quarts» в Великобритании. Это будет пьеса Алмаса Серкебаева «Алма-Ата».

С собой на конкурс Марат Бисенгалиев привез четыре диска. Два из них с записями победителей двух предыдущих конкурсов, диск Западно-Казахстанского филармонического оркестра и фольклорной казахской музыки. На последнем — произведения Дины Нурпеисовой, Курмангазы, Мухита звучат в исполнении ансамбля «Орал Сазы», заслуженного артиста Республики Казахстан Ермека Казиева и исполнителя Катимуллы Бердыгалиева. Это значит, что казахстанская музыкальная культура представляет все больший интерес для стран западного мира, а уральский конкурс скрипачей становится для молодых талантов стартовой площадкой на пути к вершинам международного успеха.