ҚазРусEng
БЕРЕЗОВСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Приуралье (Уральск), № 12 (22446)

/И. Жусупкалиев/

В соответствии с экологическими нормами вокруг Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения была в свое время определена так называемая санитарно-защитная зона (СЗЗ) с радиусом в пять километров. Решением Минздрава РК ее сократили до трех: как объяснили специалисты, это было связано с внедрением современных технологий по контролю за выбросами и, соответственно, улучшением экологической обстановки на Карачаганаке. Изменение границ было согласовано с главным санитарным врачом республики. Тем не менее это послужило возникновению серьезного конфликта, о котором мы и хотим рассказать в этом материале.

Внутри той самой зоны оказался поселок Тунгуш, жителям которого было предложено либо перебраться в областной центр, либо переехать в другое село. В итоге, за счет государственных средств 151 семья в мае 2003 года справила новоселье в Уральске. Еще 28 предпочли расположиться в сельской местности.

Березовку от Тунгуша отделяло каких-то два километра. Правда, и про пяти километровой санитарной зоне в запретный радиус попадали только скотные дворы этого поселка. Но березовцы, тем не менее, задались вопросом: а чем мы хуже? При поддержке заокеанских меценатов была создана инициативная группа, которую возглавила учительница музыки Березовской СШ Светлана Аносова. И с того момента началась эпопея противостояния, в которой стороны никак не могут прийти к общему знаменателю.

Такой длинной аннотацией мы начали этот материал только лишь потому, дабы стало понятно нашим читателям, в чем изначально заключалась причина возникновения данного противостояния. И потому оговоримся сразу. Редакция "Приуралья" не собирается вступать в полемику между противоборствующими сторонами, защищать или выражать интересы той или иной стороны, как это делают некоторые, так сказать, независимые СМИ, а дает объективную оценку данной ситуации, ссылаясь на официальные источники, не приукрашивая и не придумывая ничего. А толчком к публикации данного материала послужило совместное заседание консультативной группы и совета общественности Березовского сельского округа, на которое нас официально пригласили.

В совместном заседании приняли участие члены консультативной группы, аким Березовского сельского округа Р.К. Нурмухамбетов, депутат раймаслихата по Березовскому избирательному округу В.И. Чигвинцев, депутат областного маслихата М.С. Шуншалиев, специалисты КПО, представители общественности. В заседании также приняли участие члены инициативной группы во главе с ее руководителем С. Аносовой.

Разговор начался с рассказа экологов КПО о системе мониторинга качества воздуха. Такие же презентации до этого состоялись в двух других сельских округах, близлежащих к месторождению. Как сказал в своем выступлении Стив Пирсон, менеджер КПО по экологии, компания приветствует создание Консультативных Групп при общественных советах в качестве долговременной программы по обмену информацией и обсуждению любых злободневных вопросов населения. Данная инициатива, по его мнению, отражает открытость и прозрачность компании, и несомненно повыситзнания сельчан о различных аспектах работы, проводимой иностранными инвесторами на КНГКМ.

О стандартах качества воздуха и нормативных требованиях, о понятии ПДК в Республике Казахстан, о мероприятиях по охране воздушного бассейна на месторождении рассказал в своем выступлении координатор группы экологического мониторинга отдела ООС КПО Серик Кадралиев. Прежде всего он подчеркнул, что ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ усанавливаются главным санитарным врачом республики и утверждаются Правительством РК. Замеры воздуха на месторождении и в близлежащих селах осуществляются стационарными постами наблюдения и передвижными станциями экологического мониторинга.

На КНГКМ практикуется контроль двух видов, которые допускает проект ПДВ (предельно допустимых выбросов). Первый - контроль непосредственно у источника, т.е. на конкретнойтрубе. Имеются специальные приборы, которые замеряют, какие газы или вредные вещества, с какой концентрацией выходят в атмосферу. При этом сравнивается допустимый лимит и фактический выброс. Второй вид контроля - это СЗЗ. Непосредственно на границе СЗЗ производится замер воздуха, и если все подлежащие обязательному контролю загрязняющие вещества не выше одной максимально разовой ПДК, значит все в норме.

Во всех населенных пунктах установлены стационарные посты наблюдения за состоянием воздуха. Хотя вести мониторинг воздуха - это прерогатива государственных органов, а именно двух министерств - охраны окружающей среды и здравоохранения РК. Но учитывая обеспокоенность населения компания КПО предложила за свой счёт установить стационарные посты наблюдения во всех 10 населенных пунктах, расположенных вблизи месторождения. В селе Березовка также установлен стационарный пост.

На основании проекта ПДВ разработана программа мониторинга "качества воздуха. Эта программа также согласована с органами экологии и Госсанэпиднадзора. После утверждения программы КПО заключает контракт с ТОО ИПЦ "Gidromet LTD", специалисты которого 4 раза в сутки проводят замеры воздуха и лабораторный анализ этих проб. После этого отчеты о состоянии воздуха ежеквартально представляются в областное управление экологии и облСЭС, копии отчетов в Бурлинское районное управление экологии и райСЭС, а также в областную инспекцию охраны недр.

В с. Березовка измеряются шесть параметров. Это - сероводород, диоксид серы, диоксид азота, окись углерода, а также метан и метилмеркаптан. Обязательному контролю подлежат НО2, SO, и СО-угарный газ (продукты горения). Как известно, сероводород при сгорании образует диоксид серы. По результатам замеров, уровень концентрации метана и метилмеркаптана в с. Березовка составляет ниже предела обнаружения. Приборы их не фиксируют. Орган обоняния у человека - это самый чувствительный прибор и то, что жители села иногда чувствуют запах газа, еще не означает превышения ПДК. На границе СЗЗ содержание метана в среднем 3 миллиграмма на кубометр воздуха, тогда как ПДК допускает 50 милиграммов. И такая стабильная концентрация наблюдается в течение пяти последних лет.

Все эти концентрации подтверждают органы экологии и облСЭС. В июле прошлого года была проверка, когда приезжала комиссия облсанэпиднадзора со своей лабораторией и проводила собственные замеры. После этого в сентябре была проверка комиссией из Министерства охраны окружающей среды. Результатом этих проверок явилось то, что ни одна комиссия контролирующих органов не смогла опровергнуть или подвергнуть сомнению данные лаборатории НПЦ "Gidromet LTD", т.е. подтверждается факт соблюдения компанией КПО всех нормативных экологических требований Республики Казахстан. В подтверждение этого хотелось бы привести цитату из письма вице-министра здравоохранения РК А. Белонога в редакцию газеты "Уральская неделя" в ответ на статью "Доказано. Травят!" в №50 от 15.12.2005 г. (цитируем дословно): "Последние пять лет загрязнение вредными веществами атмосферного воздуха в с. Березовка не превышает предельно допустимых концентраций и они вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду не оказывают (конец цитаты)".

Кстати, специалисты-экологи проанализировали данные, изложенные в вышеуказанной статье и пришли к выводу, что интерпретация замеров, на которые ссылаются авторы материала,, не соответствует значениям концентрации загрязняющих веществ, указанным в прилагавшейся таблице. Похоже, авторы статьи даже не удосужились проконсультироваться у профессионалов и вконец запутались в терминах и единицах измерения. Что ж оставим это на совести заокеанских консультантов. Мы подробно остановились на описании работ, проводимых отделом экологии КПО на месторождении и в СЗЗ, чтобы донести нашим читателям ясную и полную картину деятельности компании в этом направлении. Но эта картина была бы неполной, если бы не рассказали о причинах уменьшения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) месторождения.

Как уже отмечалось, в январе 2004-года СЗЗ" месторождения была уменьшена с 5 до 3 километров. Фактически же в районе села Березовка граница зоны осталась в тех же пределах ввиду того, что изменилась методика определения границ месторождения.

Согласно нормативным требованиям РК, уменьшение СЗЗ допускается, если разработчики месторождения внедряют в производство новые современные технологии, обеспечивающие экологическую безопасность. Внедрение передовой технологии позволило значительно уменьшить выбросы в атмосферу. Сегодня на Карачаганаке реализуется стратегия сокращения объемов выбросов за счет применения экологически безопасных горелок, исключающих образование сажи и макрочастиц при горении газов в факелах на скважинах. Установка дополнительных компрессоров газов выветривания на УКПГ-3 снизила потребность в плановых сжиганиях газа в факелах.

На месторождении внедрена и действует технология обратной закачки газа в пласт. На УКПГ-2 для обратной закачки в пласт поступает 40 процентов попутного газа. Остальные 60 процентов перерабатываются на установке обессеривания, где из высокосернистого газа извлекаются сероводород и другие вредные примеси. В процессе обессеривания получается топливный газ, используемый для нужд месторождения и местного населения.

А потому утверждение некоторых скептиков и борцов за переселение с. Березовка о том, что уменьшение СЗЗ было сделано умышленно и преследовало цель оставить за бортом березовцев, дабы не нести расходы на их переселение, в корне ошибочно. Потому что во-первых, уменьшение размеров СЗЗ предусмотрено санитарными правилами и нормами РК. А во-вторых, опять же повторимся: с сокращением до 3 км географически границы мало изменились, ввиду того, что в 1998 г., когда основные производственные и инфраструктурные объекты КНГКМ были лишь в стадии проектирования, при утверждении первоначальной 5- километровой границы за точку отсчета брался газонефтяной контур месторождения. Впоследствии при корректировке границ СЗЗ точкой отсчета стал внешний ряд источников выбросов, что соответствует законодательству Республики Казахстан.

На сегодня все результаты анализов свидетельствуют о том, что концентрация основных загрязняющих веществ в воздухе над месторождением и в СЗЗ ниже максимально допустимого уровня.

Почему же мы озаглавили этот материал "Березовский треугольник"? Дело в том, что в этом противостоянии присутствует и некая третья сила - американская неправительственная экологическая организация "Crude Accountability"" (Круд Экаунтобилити), штаб-квартира которой размещается в г Александрия, штат Вирджиния, США. Вообще-то, первое присутствие международных НПО в Березовке было отмечено еще в 2002 году, когда активисты некой ISAR инструктировали юридически неподкованных березовцев, как грамотно писать петиции в государственные органы, как выявлять патологии здоровья и увязывать их с ухудшением экологии. Вот что писала об этом газета "Новое поколение": "В августе 2003 года уже другая организация - экологическое общество "Зеленое спасение" активно участвует в съемках фильма об экологических проблемах Березовки. Донором этой НПО, кстати, является так называемый фонд института открытого общества, более известный на постсоветских просторах как Фонд Сороса. И тогда же селянами начинает плотно заниматься еще одна НПО, по имеющимся данным, правопреемник ISAR, компания "Круд Экаунтоби-лити" ("Crude Accountability")" ("Новое поколение", 25.02.2005 г.).

Члены инициативной группы утверждают, что результаты независимых лабораторных исследований проб воздуха с. Березовка, проведенных при помощи вышеназванной НПО, подтвердили наличие в нем 25 токсических веществ, вызывающих различные патологии и даже раковые заболевания. Отдел охраны окружающей среды компании КПО дал свои комментарии к результатам замеров проб воздуха в с. Березовка компанией "Crude Accountability".

Менеджер отдела экологии КПО Стив Пирсон пояснил, что по просьбе КПО в прошлом году компанией "Баттель" (г. Колумбус, штат Огайо, США), являющейся признанным лидером в сфере промышленного экологического мониторинга было проведено независимое исследование качества воздуха на Карачаганакском месторождении.

По его словам, результаты исследований, представленные компанией "Баттель", проводимые по аналогичным методикам и технологиям, не совпадают, а наоборот, даже противоречат. А потому спорить, кто тут прав и кто виноват, нет смысла.

Присутствующий на заседании депутат раймаслихата от Березовского избирательного округа, председатель постоянной комиссии раймаслихата В.И. Чигвинцев высказал предложение о проведении совместных исследований с участием этих двух компаний и привлечением к этим исследованиям специалистов ТОО ИПЦ "Gidromet LTD" и прийти, наконец, к общему решению этой проблемы.

Руководитель инициативной группы Светлана Аносова после этого предложения г-на Чигвинцева заявила следующее (привожу дословно): "Только чтобы эти исследования не финансировало КПО. Мы сами будем финансировать!". Столь неосторожное заявление Светланы Аносовой еще раз наводит нас на мысль, что за этой инициативной группой стоят силы, лоббирующие через них свои интересы. Какие конкретно, нам конечно неведомо, но вполне вероятно, что они преследуют цели окончательно подпортить имидж компании КПО, "столкнуть лбами" правительство и иностранных инвесторов, внести разлад в их конструктивные, партнерские отношения.

По инициативе и на средства "Crude Accountability" весной и летом 2005 года в селе Березовка был проведен так называемый социологический опрос с привлечением московских социологов, согласно которому 90 процентов жителей села активно желают переселения. Эти же социологи представили свои рекомендации исполнительным властям и компании КПО, как провести это переселение, учесть все желания березовцев, обеспечить их занятость. Невольно возникает вопрос: а не являются ли такие рекомендации вмешательством во внутренние дела суверенного, независимого Казахстана?

При этом вырисовывается любопытная закономерность: международные НПО, ставящие исключительно альтруистические задачи (экология, транспарентность, права человека), разворачивают свою деятельность, тем не менее, только в тех местах и тогда, где и когда имеются интересы крупного международного капитала. При этом в расчет не принимаются ни судьбы людей, ни даже суверенитет государства.

Театр марионеток: где-то за ширмой дергают за ниточки, а в Березовке создаются движения. Какие-то люди играют в игры. А беспокойство за судьбы березовцев, забота об их здоровье, нам кажется просто показным.