ҚазРусEng

Устойчивое развитие

Система управления компетентностью GRI 103-2, 103-3

Система управления компетентностью применяется в компании КПО как один из наиболее эффективных методов определения уровня компетентности персонала.

Данная система направлена на достижение необходимого уровня компетентности технического персонала, задействованного на опасных производственных объектах, и внедрена с целью минимизации и предотвращения происшествий и несчастных случаев на производстве, связанных с недостаточным уровнем компетентности. На основе результатов проведенной оценки компетентности, система позволяет разрабатывать инструменты для дальнейшего обучения персонала, гарантируя целевое расходование средств.

Согласно Политике системы управления компетентностью, любая подрядная организация с высоким или средним уровнем риска контракта, работающая на объектах или на оборудовании Компании, несет обязательство разработать и запустить в действие свою собственную систему управления компетентностью. Персонал подрядных организаций должен быть в состоянии продемонстрировать знания и навыки для проведения безопасного выполнения работ, технически грамотно, безопасно, согласно уровню своей ответственности. С 2019 г. КПО начала работу в данном направлении. Основные требования, этапы по внедрению выявляются и определяются во время проведения аудитов КПО у подрядчиков по вопросам ОТ, ТБ и ООС.

Система компетентности КПО аккредитована организацией OPITO в 2013 году. Ежегодно в Компании проводится надзорный аудит системы c участием экспертов организации OPITO. В ноябре 2020 г. КПО получила продление срока действия аккредитации Системы управления компетентностью до 30 сентября 2022 г. Область аккредитации OPITO до указанной даты охватывает:

  • Шесть профессионально-ориентированных специальностей: операторы по добыче, техники-электрики, техники КИПиА, техники-механики, мастера, руководители групп (в промышленности).
  • Шесть производственных объектов и подразделений месторождения — КПК, УКПГ-3, УКПГ-2, Экоцентр, отдел техобслуживания и отдел по эксплуатации скважин и добыче.

В 2020 г. 790 работников с технической квалификацией прошли первичную оценку и получили сертификаты компетентности. В результате КПО достигла 87% показателя соответствия требованиям стандартов компетентности технического персонала.

Согласно плану расширения данной системы на 2020 — 2022 гг., с 4-го квартала 2020 года была запущена программа гарантирования компетентности для инженерного состава отдела центрального техобслуживания. Планируется процесс оценки компетентности по 16 утвержденным стандартам для более чем 180 инженеров. Для получения объективных и достоверных результатов оценки, начальники участков и ведущие инженеры секций будут выступать в роли технических экспертов. Подробная информация о оценки компетентности инженерного состава представлена в качестве Примера из практики далее по тексту.

В 2020 г. в рамках системы управления компетенциями был разработан и внедрен проект оценки методом 360 градусов. Оценка методом 360 градусов — это инструмент для определения индивидуального плана развития сотрудников и обеспечения лучшего взаимопонимания между работником и руководителем с помощью механизма обратной связи. Для внедрения данного процесса в системе SAP был разработан модуль, позволяющий всем участникам пройти оценку в режиме онлайн. Процесс координируют внутренние эксперты в области управления компетенциями и оценки персонала.

Пример из практики

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУПП В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНЖЕНЕРНОГО СОСТАВА ОТДЕЛА МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Контекст /
краткое описание вопроса:

В рамках Системы управления компетентностью, КПО проводит периодическую оценку технического персонала на соответствие требованиям действующих стандартов.

 

В 2018 г. по рекомендации аудиторов материнских компаний были разработаны стандарты компетентности для руководителей групп в промышленности, а также был запущен процесс оценки в целях обеспечения безопасного и эффективного выполнения и контроля за работами на опасных производственных объектах.

 

Стандарт компетентности включает:

  • Личностные и управленческие компетенции;
  • Технические компетенции;
  • Компетенции в области ОТ, ТБ и ООС.

По результатам проведенной оценки разрабатывается индивидуальный план обучения и развития сотрудника.

 

В 2019 году были начаты разработка и внедрение систем управления компетентностью в обслуживающих Отдел месторождения подрядных организациях с высоким и средним уровнями риска. Сотрудники подрядных организаций составляют значительную часть персонала, занятого на производстве; в свою очередь, их компетентность существенно влияет на безопасное выполнение работ и непрерывность производственных процессов. В 2020 году три подрядные организации были проверены на наличие систем компетентности персонала. По результатам, были выработаны и согласованы мероприятия по улучшению существующих систем, а также разработке и внедрению новых.

 

Одним из направлений расширения Системы управления компетентностью в 2020 году была разработка и внедрение программы оценки для инженерного состава отдела центрального техобслуживания. Были разработаны руководство по оценке и 16 стандартов компетентности.

Цели:

  • Гарантировать компетентность инженеров в нефтегазовой индустрии для четкого планирования и безопасного проведения работ персоналом в опасных и вредных условиях, а также для исключения или снижения рисков негативного воздействия опасных факторов.
  • Выявить зоны развития для достижения требуемого уровня компетентности в соответствии с утвержденным стандартом;
  • Внедрить систему управления компетентностью в подрядных организациях с высоким и средним уровнем риска.

Решение / действия:

2020 год:

  • Расширены рамки аккредитации OPITO, включая Экоцентр. Завершена оценка компетентности руководителей групп (в промышленности) на объектах УКПГ-3, КОТС, УКПГ-2 и отдела эксплуатации скважин и добычи. Отчеты с данными предоставлены руководителям объектов.
  • Проведены аудиты в трех подрядных организациях отдела месторождения, с высоким и средним уровнем риска, с последующим предоставлением рекомендаций по разработке и внедрению их собственных систем управления компетентностью.

 

В 2021-2022 гг. запланирована оценка компетентности руководителей групп (в промышленности) объекта КПК, химической лаборатории, строительного отдела, отделов строительства и бурения, а также инженеров отдела центрального техобслуживания. Периодичность проведения оценок — не реже одного раза в 5 лет, если иное не регламентируется требованиями Компании.

Результат:

  • 2019-2020 гг. — Завершен процесс оценки компетентности руководителей групп (в промышленности) на объектах, Экоцентр, УКПГ-3, УКПГ-2, КОТС и ОЭСД;
  • Десять подрядных организаций представили свои результаты разработки и внедрения систем управления компетентностью на собраниях с КПО.
  • Запущен процесс оценки компетентности инженерного состава отдела центрального техобслуживания.

Данная программа способствует поддержанию необходимого уровня компетентности персонала на производстве и будет продолжена в последующем.