Подходы в управлении ООС
Cистема экологического менеджмента
В управлении воздействиями на окружающую среду, компания КПО имеет Интегрированную систему менеджмента в области ОТ, ТБ и ООС, сертифицированную на соответствие международным стандартам ISO 14001:2015, ISO 45001:2018 и ISO 50001:2018, а также Политику в области ОТ, ТБ и ООС, направленную на постоянное улучшение показателей в данной сфере.
В 2022 г. КПО успешно прошла надзорный аудит ISO 14001, подтвердив соответствие требованиям стандарта.
Ключевые экологические обязательства Политики КПО в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды включают в себя cледующие существенные задачи:
- предотвращение загрязнения окружающей среды,
- снижение выбросов парниковых газов,
- сохранение биоразнообразия и экосистем,
- охрана природных ресурсов,
- непрерывное улучшение показателей в сфере охраны окружающей среды.
В рамках поддержания эффективной системы экологического управления и в целях соответствия требованиям нового Экокодекса, разработан План по внедрению требований Экологического кодекса РК и пересмотрена внутренняя документация в области охраны окружающей среды.
В соответствии с нормами Экокодекса, ответственность за эмиссии на Карачаганакском проекте несет КПО, как Оператор месторождения. Со второй половины 2021 г. ведется сбор данных и их анализ для формирования системы учета эмиссий подрядчиков, работающих на территории Карачаганакского месторождения.
Согласно Экокодексу РК, КПО несет обязательство внедрять наилучшие доступные техники (НДТ). В 2023 г. запланировано проведение комплексного технического аудита на соответствие НДТ.
Электронная система управления экологическими аспектами
В 2020 г. КПО разработала и внедрила электронную систему управления реестрами экологических аспектов EnvAR, которая является удобным и эффективным инструментом в управлении ими.
Реестры экологических аспектов подразделений Компании, ежегодно пересматриваются и обновляются с учетом изменения текущей ситуации. На основании реестров подразделений Компании формируется Сводный реестр наиболее значимых экологических аспектов, по которым разрабатываются дополнительные мероприятия / меры контроля для снижениюя рисков и улучшения экологической ситуации. В 2022 году система EnvAR была дополнена функционалом, позволяющим в автоматическом режиме отслеживать выполнение дополнительных мероприятий. В Сводный реестр значимых экологических аспектов КПО в 2022 году были включены следующие аспекты:
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и парниковых газов
- Образование и управление отходами
- Обнаружение несанкционированного размещения отходов
- Очистка и сброс хозяйственно-бытовых сточных вод
- Образование и отведение промышленных сточных вод
- Разливы
- Потребление водных ресурсов
Обеспечение экологического соответствия
КПО осуществляет свою деятельность в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан (РК). Ежегодно Компания запрашивает и получает в Министерстве экологии и природных ресурсов РК (МЭПР РК) Экологическое Разрешение на воздействие, устанавливающее нормативы на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимиты накопления и захоронения отходов.
В 2022 г. компания КПО не превысила общие нормативы эмиссий, лимиты накопления и захоронения отходов, установленные в Разрешениях. В 2022 г. были предъявлены три гражданских иска в области охраны окружающей среды (ООС) в отношении событий 2020–2021 гг. на общую сумму 26,2 млн тенге. По решениям судов по трем гражданским искам в области ООС КПО оплатила 14,1 млн тенге, частично выиграв два иска и снизив сумму с разницей на 12,1 млн тенге. Отмечаем, что в течение 2022 г. Компания не привлекалась к административной ответственности, административные штрафы не предъявлялись.
Внедрение требований нового Экологического кодекса
В 2022 г. в рамках работы над новым Экологическим кодексом РК, усилиями сотрудников Компании на законодательном уровне были решены важные для производства вопросы, такие как:
- Получение экологического разрешения на воздействие для объектов КНГКМ на 2023 год;
- Получение экологического разрешения для объекта «Терминал Атырау» на 2023–2030 гг.;
- Работа по выполнению мероприятий Плана по внедрению требований нового Экологического Кодекса РК на 2023 год;
- Законотворческая работа в области ООС и недропользования. Анализ положений более 40 новых подзаконных актов РК в области ООС;
- Участие в разработке новых экологических требований и предоставление замечаний и предложений в среднем на 90 проектов нормативных правовых и подзаконных актов РК в области ООС специалистами КПО в составе рабочих групп при Министерстве экологии и природных ресурсов РК, Ассоциации «KAZENERGY»;
- Решение ряда вопросов по пересмотру экологических требований к бизнесу в рамках «Регулирования с чистого листа», в составе рабочей группы по вопросам энергетики, экологии и нефтегазовой отрасли Совета иностранных инвесторов при Президенте РК:
- с Министерством Энергетики РК – вопросы по отнесению технологически неизбежного сжигания газа к V911;
- с Комитетом по водным ресурсам МЭПР РК – изменения и дополнения к НПА в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения;
- с депутатами Мажилиса Парламента РК – поправки в Кодекс РК об административных правонарушениях по увеличению размеров штрафов за сжигание газа на факелах и усиление роли общественности в рамках Эко Кодекса РК.
11 V9 – это норматив и объем сжигания сырого газа при технологических сбоях, отказах и отклонениях в работе технологического оборудования
Общественные экологические слушания
Согласно требованиям нового Эко Кодекса от 02.01.2021 г., проведение общественных слушаний в процессе осуществления государственной экологической экспертизы является обязательным, и проводится в соответствии с правилами проведения общественных слушаний. Таким образом, вся проектная документация по строительству и (или) эксплуатации объектов І и II категорий (к которым относятся объекты КПО) и иные проектные документы, предусмотренные Эко Кодексом для получения экологических разрешений, направляется на экспертизу и выносится на общественные слушания. Все это проходит в процессе получения экологического разрешения.
В 2022 году Компанией были проведено девять общественных слушаний по проектной документации по строительству и (или) эксплуатации объектов І и II категорий и иным проектным документам, необходимых для получения экологических разрешений.
Информация о планируемых общественных слушаниях была доведена до представителей заинтересованных государственных органов и общественности посредством объявлений на Едином экологическом портале, в периодическом печатном издании (газета), телеканале и на досках объявлений местных исполнительных органов административно-территориальных единиц.
Все проекты, вынесенные на обсуждение на общественных слушаниях в 2022 г., были одобрены заинтересованными государственными органами и общественностью. Результаты проведения общественных слушаний отражены в протокалах общественных слушаний. Пакет документов, вынесенных на общественные слушания, а также итоги обсуждения доступны на Едином экологическом портале.
Экологическая оценка поставщиков
Согласно Экологического Кодекса РК (от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК), Карачаганаксое месторождение является объектом, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду (категория I), а объекты экспортного конденсатопровода КПК-Большой Чаган-Атырау к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду (категория II). КПО как оператор объектов I и II категории получает Экологическое разрешение на воздействие, а подрядные организации, привлеченные для выполнения отдельных работ и (или) оказания отдельных услуг на территории объектов КПО при его строительстве, реконструкции или эксплуатации, обязаны соблюдать условия такого экологического разрешения.
В течение 2021 г. в компании была проведена масштабная работа по учету эмиссий, образующихся при выполнении услуг подрядными организациями, для включения в экологическое разрешение на воздействие КПО. Компания также пересмотрела ряд рабочих процессов по экологическому контролю подрядных организаций, эмиссии которых включены в общее экологическое разрешение на воздействие.
Далее в 2022 г. в Компании была организована система, позволяющая выявлять и контролировать экологические аспекты, возникающие при оказании подрядными организациями услуг на территории объектов КПО. Контролем также охватывается ведение планов по управлению отходами и реестров экологических аспектов. В этой связи, КПО поставила задачу о необходимости обучения и повышения экологической осведомленности и квалификации подрядчиков. Так, в течении 2022 г. КПО провела активную работу по повышению осведомленности работников подрядных организаций в ходе регулярных встреч с ответственным персоналом, визитов, а также в ознакомлении с требованиями КПО на ежеквартальных и ежегодном форумах подрядных организаций по ОТ, ТБ и ООС.
С начала 2022 г. была налажена система ежемесячного представления подрядными организациями данных по потреблению топлива стационарными источниками выбросов, по накоплению отходов, а также по водопотреблению и водоотведению.
В целях информирования подрядчиков о требованиях КПО, было выпущено электронное руководство по экологической отчетности и соблюдению требований. Руководство демонстрирует восемь последовательных шагов от начала сбора информации для Экологического Разрешения до представления регулярной отчетности, а также действий в случае превышений установленных нормативов. Примечательно, что руководство и приложения к нему можно скачать с любых электронных носителей по QR. Расширенные требования к подрядным организациям были отражены в обновленном в мае 2022 г. Приложении Д к заключаемым Компанией контрактам по требованиям по ОТ, ТБ и ООС. К ним относятся требования по обучению по действующему Экологическому кодексу РК, по ведению реестра экологических аспектов, соблюдению условий экологических разрешений, по управлению отходами, сбросами и эмиссиями, оплата экологических штрафов и т.д. Таким образом, КПО имеет возможность оценить новых подрядчиков на предмет экологических критериев.
С начала 2022 г. была налажена система ежемесячного представления подрядными организациями данных по потреблению топлива стационарными источниками выбросов, по накоплению отходов, а также по водопотреблению и водоотведению.
Вся поступающая информация по эмиссиям и накоплению отходов с 2022 года тщательно анализируется в рамках процедуры КПО по соблюдению условий Экологического разрешения, которая была обновлена с целью отражения новых требований. Информация по подрядным организациям формируется в базу данных, которая станет основой для электронной системы отчетности и отслеживания экологических показателей.
План мероприятий по ООС за 2022 год
Для достижения поставленных целей в области охраны окружающей среды КПО ежегодно разрабатывает Планы мероприятий по охране окружающей среды (далее ПМООС). Мероприятия Плана направлены на обеспечение экологической безопасности, совершенствование методов и технологий в сфере ООС, рациональное природопользование и на поддержание уровня соответствия международным стандартам ISO 14001 и ISO 50001.
В 2022 г. КПО вела производственную деятельность на основании выданных экологических разрешений. ПМООС были разработаны для каждого из полученных разрешений.
Таб. 25. Планы мероприятий КПО по охране окружающей среды на 2022 г. и выданные экологические разрешения
№ |
Планы мероприятий по ООС на 2022 г. |
Действующие разрешения на 2022 г. |
Орган выдачи Разрешения |
1 |
План мероприятий по ООС КПО для КНГКМ на 2022 г. |
Разрешения на воздействие (срок действия c 1 января по 31 декабря 2022 г.) |
Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
|
2 |
План мероприятий по ООС КПО для КНГКМ на сентябрь–декабрь 2022 г. |
Разрешение на воздействие (срок действия с 1 сентября по 31 декабря 2022 г.) |
|
3 |
ПМООС КПО на 2021 – 2030 гг. для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (ЗКО) |
Разрешения на эмиссии в ОС в 2020 г. (срок действия c 1 января 2021 по 31 декабря 2030 г.): 1. На выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; 2. На сбросы загрязняющих веществ, отводимых со сточными водами. |
Акимат ЗКО, Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Западно-Казахстанской области |
4 |
ПМООС КПО на 2021 – 2030 гг. (Атырауская область)
|
Разрешения на эмиссии в ОС: 1. На выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; 2. На сбросы загрязняющих веществ, отводимых со сточными водами. |
Акимат Атырауской области, Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области |
В 2022 г. общие фактические затраты на выполнение мероприятий по ООС для КНГКМ составили 2,6 млрд тенге при запланированных 2,3 млрд тенге, что составляет 113 %.
Реализация Планов мероприятий по ООС КПО на 2022 г. по разделам приведена в таблице 26.
Таб. 26. Выполнение Плана мероприятий по ООС за 2022 г., %
№ |
Разделы Плана мероприятий по ООС |
Процент выполнения мероприятий КПО: |
||
– на КНГКМ |
– для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (ЗКО) |
– для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (АО) |
||
1 |
Охрана воздушного бассейна |
98 % |
100 % |
100 % |
2 |
Охрана и рациональное использование водных ресурсов |
95 % |
НП* |
НП* |
3 |
Охрана земельных ресурсов |
100 % |
НП* |
НП* |
4 |
Охрана флоры и фауны |
100 % |
НП* |
100 % |
5 |
Обращение с отходами производства и потребления |
158 % |
НП* |
НП* |
6 |
Внедрение систем управления и наилучших безопасных технологий |
100 % |
НП* |
НП* |
7 |
Научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы в области ООС |
100 % |
100 % |
100 % |
8 |
Экологическое просвещение и пропаганда |
НП* |
100 % |
100 % |
|
ИТОГО: |
(2,6 млрд тенге) |
(10,443 млн тенге) |
(6,499 млн тенге) |
* НП – мероприятия не предусмотрены.
Экологический эффект от реализации мероприятий по охране окружающей среды представлен в таблице 27.
Таб. 27. Экологический эффект от реализации мероприятий по сокращению эмиссий и отходов в 2022 г.
Выбросы в атмосферу |
Снижение фактических выбросов ЗВ в атмосферный воздух в результате выполнения мероприятий с внедрением передовых технологий за 2022 год составило 15 265 тонн.
|
Водопотребление |
|
Управление отходами |
|
Восстановление земель |
В 2022 г. проведена рекультивация земельных участков после окончания строительных работ на площади 34,37 га. |
Мониторинг окружающей среды
КПО реализует ряд программ по охране окружающей среды, которые включают в себя все аспекты производственной деятельности. Одной из ключевых программ является Программа производственного экологического контроля (ПЭК), разработанная в соответствии с требованиями Экологического кодекса РК для выполнения следующих задач:
- получение достоверных данных об эмиссиях предприятия и воздействии производственной деятельности на окружающую среду;
- оперативное упреждающее реагирование на внештатные ситуации;
- сведение к минимуму воздействия на ОС и здоровье человека;
- информирование заинтересованных сторон (местное население, государственные контролирующие органы, компании-партнёры) об экологической деятельности предприятия и рисках для здоровья населения.
В рамках ПЭК проводятся наблюдения как за эмиссиями в окружающую среду – выбросы, сбросы сточных вод, переработка, накопление и захоронение отходов, так и за качеством компонентов окружающей среды – атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва.
В 2022 г. наблюдения в рамках ПЭК за состоянием компонентов окружающей среды показали, что концентрации определяемых показателей находились на уровне наблюдений предыдущих лет. Отрицательного воздействия деятельности КНГКМ на окружающую среду не выявлено.
Также, КПО на регулярной основе ведет производственный экологический контроль за состоянием ОС на объектах размещения отходов на территории месторождения. В 2022 г. по результатам наблюдений за подземными водами и почвой на полигоне захоронения твердых промышленных отходов Экоцентра, площадке для временного хранения жидких отходов бурения, а также в чеках 35А и 35Б, прямого негативного воздействия на компоненты ОС не отмечается. Количественный контроль за движением отходов осуществляется в целях учета объемов захоронения, а также объёмов и времени накопления отходов.
Мониторинг качества воздуха осуществляется путем отбора и анализа проб аккредитованной лабораторией, а также с помощью 18 стационарных автоматических СЭМ. Для оценки качества атмосферного воздуха используются санитарно-гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК). Для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, зарегистрированные концентрации контролируемых компонентов сравнивают с ПДК и выражают в долях.
В 2022 г. в процессе ПЭК лабораторией было отобрано более 100 тыс. проб, проведено около 115 тыс. лабораторных анализов и около 28 тыс. замеров.
Особое внимание Компания уделяет охране атмосферного воздуха на территории промысла, границе СЗЗ и в населенных пунктах вблизи Карачаганакского месторождения.
Санитарно-защитная зона
Новая расчетная санитарно-защитная зона (СЗЗ) действует на территории КНГКМ с 1 января 2018 г. В 2021 г. КПО успешно завершила перенос станций экологического мониторинга воздуха. Перенос станций был запланирован в связи с изменением границ CЗЗ для обеспечения корректных показателей непрерывного мониторинга воздуха и соблюдения законодательных требований РК. Карта-схема КНГКМ с указанием СЗЗ по состоянию на конец 2022 г. доступна для просмотра на вебсайте КПО в разделе Устойчивое развитие/Охрана окружающей среды/Санитарно-защитная зона.
В 2022 г. КПО продолжило реализацию проекта «Организация и благоустройство расчетной санитарно-защитной зоны КНГКМ» – этап 3 – «Первая очередь озеленения РСЗЗ КНГКМ и по выносу в натуру границ РСЗЗ». Целью проекта является уход за существующими лесонасаждениями и посадка новых, а также установка информационных знаков на границе СЗЗ. В целях охраны объектов историко-культурного наследия от потенциального негативного воздействия, проект также предусматривает установку соответствующих знаков на границах охранных зон памятников истории и культуры. Ранее, в 2019 г. КПО организовала масштабные археологические исследования на данную тему (см. подробности в Отчете об Устойчивом Развитии КПО 2019, стр. 85-88).
Так, в 2022 году были завершены изыскания, полевые работы, обследования существующих лесонасождений и Рабочая документация проекта. По итогам выполненной работы определены решения по реконструкции ранее посаженных насаждений вокруг поселков Успеновка, Каракемер, Жанаталап, Карашыганак, лесополос в пределах СЗЗ, созданию новых лесополос в границах СЗЗ, выносу в натуру границ СЗЗ, установке информационных знаков и границах охранных зон объектов историко-культурного наследия, определена технология их создания, рассчитаны затраты на реализацию намеченных мероприятий.
Общая площадь участков, намечаемых под зеленое строительство за весь проектный период, составят 249,1 га, из которых 151,9 га – площадь создания новых лесополос, 97,2 га – площадь проведения реконструктивных работ на существующих посадках.
Общий срок реализации всего проекта включает в себя период с весны 2023 г. вплоть до 2028 г.:
- 2022 г. – изыскания, полевые работы, разработка рабочей документации проекта.
- 2023 г. – вынос в натуру границ СЗЗ.
- 2024 г. – установка информационного обозначения на границах охранных зон памятников ИКН.
- 2023–2026 гг. – реконструкция лесополос.
- 2025–2028 гг. – новое строительство лесополос.
Строительство капитальных объектов в процессе реализации проекта не предусматривается. Работы предполагается проводить силами подрядной компании. Карта-схема «Основные проектные решения организации и благоустройства РСЗЗ КНГКМ на период 2023 – 2028 гг.» доступна для просмотра на вебсайте КПО в разделе Устойчивое развитие/Охрана окружающей среды/Санитарно-защитная зона. Сводные схемы размещения объектов обустройства и озеленения СЗЗ были согласованы заинтересованными сторонами, хозяйствующими организациями и сельхозпроизводителями.
Мониторинг атмосферного воздуха автоматическими станциями экологического мониторинга
По периметру КНГКМ и СЗЗ установлены 18 стационарных автоматических станций экологического мониторинга (СЭМ 001 – 018), объединенных в единую автоматическую систему мониторинга окружающей среды.
Четыре из 18-ти СЭМ находятся на территории месторождения и в пределах СЗЗ. Станции 005 – 018 были перенесены на новые места в соответствии с Проектом по переносу СЭМ на границу новой расчетной СЗЗ, который завершился в декабре 2021 г. По состоянию на конец 2021 г. на границе РСЗЗ расположены 13 СЭМ: 006 – 018; СЭМ 005 была перенесена на участок вблизи г. Аксай.
Среднегодовые концентрации контролируемых компонентов, зарегистрированные СЭМ на границе СЗЗ КНГКМ в 2022 г., приведены в таблице 28. В данной таблице в графе «Фактическая среднегодовая концентрация» указаны минимальные и максимальные значения среднегодовых концентраций контролируемых компонентов по данным каждой из СЭМ.
Все СЭМ осуществляют замеры по четырем основным загрязняющим веществам (H2S, SO2, NO2, CO) непрерывно, 24 часа в сутки.
По данным, полученным с СЭМ в 2022 г. фактические среднесуточные, среднемесячные, среднеквартальные, среднегодовые концентрации контролируемых компонентов не превысили установленные санитарно-гигиенические нормативы. Однако, 13 и 14 июня 2022 г. на СЭМ-017 было зарегистрировано два случая 20-минутного превышения максимально-разовой ПДК сероводорода и 27 сентября один случай на СЭМ-007. В соответствии с требованием пп. 8 п. 2 ст.184 Экологического Кодекса РК, Компания направила уведомление в Департамент экологии по ЗКО о факте превышений, зарегистрированных СЭМ-017 и СЭМ-007.
Таб. 28. Среднегодовые значения концентраций контролируемых компонентов в 2022 г., зарегистрированные СЭМ
Контролируемые компоненты |
Фактическая среднегодовая концентрация, мг/м3 |
ПДК м.р.12,мг/м3 |
Превышение ПДКм.р.* |
H2S |
от 0 до 0,002 |
0,008 |
нет |
SO2 |
от 0,002 до 0,005 |
0,5 |
нет |
NO2 |
от 0,002 до 0,007 |
0,2 |
нет |
CO |
от 0,1 до 0,2 |
5,0 |
нет |
* На границе СЗЗ критерием оценки качества воздуха является ПДКм.р. СЭМ настроены на подачу сигнала при превышении ПДК м.р.
12 ПДК м.р. – максимально разовая предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация при вдыхании в течение 20-30 мин не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека (задержка дыхания, раздражение слизистой оболочки глаз, верхних дыхательных путей и др.)
Необходимо отметить, что между превышениями, указанными в таблице 29, и деятельностью производственных объектов КПО связи установлено не было. Проведенный анализ деятельности объектов КПО на месторождении, с учетом метеопараметров на момент регистрации превышения ПДК м.р на СЭМ-017 показал, что все производственные объекты работали в штатном режиме, отжиги не проводились, сбоев в работе технологического оборудования, наличия утечек или несанкционированных выбросов, аварийных и нештатных ситуаций не зарегистрировано. Прямых источников H2S среди объектов КПО не выявлено. На момент регистрации превышения ПДК м.р на СЭМ-007 на объектах КПО был полный останов на ППР.
Таб. 29. Случаи превышения ПДКм.р., зарегистрированные СЭМ в 2022 г.
№ СЭМ |
Дата, время |
Контролируемые компоненты |
Фактические максимальные разовые концентрации, зарегистрированные в 2022 г., мг/м3 |
ПДК м.р.,мг/м3 |
Кратность превышения ПДК м.р. |
Кол-во случаев превышения |
СЭМ-017 |
13.06.2022 23:40 |
H2S |
0,025 |
0,008 |
3,125 |
1 |
СЭМ-017 |
13-14.06.2022 00:00 |
H2S |
0,010 |
0,008 |
1,25 |
1 |
СЭМ-007 |
27.09.2022 23:20 |
H2S |
0,017 |
0,008 |
2,125 |
1 |
В день регистрации превышений ПДК жалоб на запах газа от жителей населённых пунктов, прилегающих к КНГКМ, не поступало.
Данные о качестве атмосферного воздуха со всех 18 автоматических СЭМ КПО передаются в режиме онлайн в Департамент экологии по Западно-Казахстанской области посредством портала «Экомонитор».
Мониторинг атмосферного воздуха в селах, близлежащих к Карачаганакскому месторождению
В шести селах, расположенных по периметру месторождения – : Жарсуат, Жанаталап, Димитрово, Карачаганак, Приуральное, Успеновка, и в городе Аксай установлены стационарные посты контроля атмосферного воздуха. Отбор проб воздуха осуществляется 4 раза в сутки (в 1, 7, 13 и 19 часов согласно ГОСТу) штатными сотрудниками подрядной лаборатории, которые являются жителями указанных сел. В 2022 г. на стационарных постах отобрано и проанализировано около 52 тыс. проб атмосферного воздуха.
В лаборатории г. Аксая проводится химический анализ отобранных проб воздуха на содержание пяти основных компонентов согласно требованиям ГОСТ и руководящим документам: сероводород (H2S), диоксид серы (SO2), диоксид азота (NO2), оксид углерода/угарный газ (CO) и метилмеркаптан (СH3SH). Дополнительно, 1 раз в 10 дней проводятся наблюдения за содержанием в воздухе летучих органических соединений: бензол (C6H6), толуол (C7H8), ксилол (C8H10).
Ежемесячные результаты мониторинга атмосферного воздуха публикуются в местных печатных СМИ, рассылаются в села для размещения на информационных досках, а также размещается ежемесячно на вебсайте КПО. В случае поступления жалоб от населения при ощущении запаха газа на стационарных постах производятся внеплановые отборы проб воздуха.
В 2022 г. не было зарегистрировано ни одного превышения среднесуточных ПДК контролируемых показателей в атмосферном воздухе населённых пунктов.
В 2022 г. поступило семь жалоб на запах газа от жителей населенных пунктов, прилегающих к Карачаганакскому месторождению. В населенных пунктах были проведены внеплановые отборы проб атмосферного воздуха, результаты анализа которых показали, что концентрации контролируемых компонентов не превышали установленных ПДКм.р. По каждой жалобе на запах газа заявителям была предоставлена обратная связь.
Среднегодовые концентрации контролируемых компонентов в атмосферном воздухе семи населенных пунктов за 2022 г. приведены в таблице 30. В графе «Фактическая среднегодовая концентрация» указаны минимальные и максимальные значения среднегодовых концентраций контролируемых компонентов. Критерием оценки качества воздуха для населенных пунктов является ПДКс.с.
Таб. 30. Среднегодовые значения концентраций контролируемых компонентов в атмосферном воздухе близлежащих к КНГКМ населенных пунктах, 2022 г.
Контролируемые компоненты |
Фактическая среднегодовая концентрация, мг/м3 |
ПДК с.с.13,мг/м3 |
Превышение ПДКс.с. |
H2S |
0,002 |
0,008** |
нет |
SO2 |
0,003-0,004 |
0,05 |
нет |
NO2 |
От 0,023 до 0,027 |
0,04 |
нет |
CO |
0,432 – 0,440 |
3,0 |
нет |
С6H6 |
от 0,177 до 0,181 |
0,3** |
нет |
С7H8 |
ниже МПО* |
0,6** |
нет |
С8H10 |
ниже МПО* |
0,2** |
нет |
СH3SH |
не обнаружено |
0,006** |
нет |
* Зарегистрированные значения ниже минимального предела обнаружения метода (МПО). МПО для контролируемых компонентов: С7H8 – 0,14 мг/м3; С8H10 – 0,14 мг/м3.
** ПДК м.р. Величина ПДК с.с для сероводорода и метилмеркаптана не установлена, поэтому для сравнения используется ПДКм.р.; ПДКм.р. также используется для оценки уровня содержания в атмосферном воздухе бензола, толуола и ксилола, т.к. периодичность отбора и анализа проб для этих компонентов составляет 1 раз в 10 дней.
13 ПДК с.с. – cреднесуточная предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) вдыхании.