Платежи государству
КПО осуществляет производственную деятельность в качестве Оператора в соответствии с условиями Окончательного Соглашения о разделе продукции (далее ОСРП), подписанного между акционерами Карачаганакского Проекта и Правительством Республики Казахстан.
Финансирование филиала обеспечивают акционеры, и все основные средства, построенные или купленные КПО, не списываются, не истощаются и не амортизируются, принимая во внимание закрепленное право акционеров использовать средства согласно ОСРП. ОСРП не предусматривает капитализацию в разрезе долга и капитала. Таким образом, финансовая отчетность КПО не содержит сведения об объемах продаж и результатах финансово-хозяйственной деятельности. Доходы от результатов деятельности КПО делятся между Правительством Республики Казахстан и акционерами, которые самостоятельно отражают сведения о своей финансовой деятельности, включая доходы, чистые продажи, капитализацию и прочее в своих финансовых отчетах.
Налоговый режим компании КПО регулируется Соглашением о разделе продукции и применимым налоговым законодательством Республики Казахстан. В соответствии с условиями статьи XIX ОСРП, текущая деятельность по вышеуказанному Соглашению не облагается корпоративным подоходным налогом в Казахстане. Корпоративный подоходный налог является обязательством акционеров или материнских компаний КПО и отражаются ими в их финансовых отчетах.
На протяжении последних нескольких лет в Национальных отчетах по реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан компания КПО признается вторым крупнейшим налогоплательщиком, на долю которого приходится немалая часть от всех налоговых поступлений в государственный бюджет страны.
В случаях применения налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов, КПО также стремится обеспечить их прозрачность и соответствие законодательным и нормативным рамкам.
Руководствуясь принципами уважения и прозрачности, компания КПО стремится выстраивать открытый диалог и отношения сотрудничества с налоговыми органами РК. Такой подход способствует формированию благоприятной среды как для развития бизнеса, так и для улучшения социальной сферы в Западно-Казахстанском регионе. В случаях применения налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов, КПО также стремится обеспечить их прозрачность и соответствие законодательным и нормативным рамкам.
В практическом плане, налоговая стратегия компании КПО состоит в том, чтобы корректно рассчитать налоги, минимизировать риск двойного налогообложения и предотвратить любые споры с налоговыми органами. В связи с этим, ключевым принципом Компании является своевременная выплата налоговых обязательств и своевременное предоставление соответствующим органам всей информации, требуемой по закону или необходимой для правильного определения причитающихся налогов.
Согласно новым Правилам возврата НДС с применением СУР, для КПО средняя степень риска могла повлиять на сумму возврата НДС, т.к. критерии для определения степени риска налогоплательщика (низкая / средняя/ высокая) в большинстве аналогичны критериям степени риска, применяемым в целях подтверждения достоверности сумм возврата превышения НДС.
КПО строго соблюдает нормы законодательства РК в области налогообложения, а также реализует свои налоговые правоотношения в соответствии с общемировым стандартом инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), который способствует отражению прозрачности доходов и подотчетности в нефтегазовом и горнорудном секторах.
Инициатива прозрачности добывающих отраслей
КПО поддерживает Инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в целях обеспечения прозрачности доходов и всей цепочки создания стоимости при управлении природными ресурсами Республики Казахстан (РК).
В 2022 г. КПО оплатила налоги и платежи в бюджет РК в сумме 3 млрд долл. США (по курсу внутренней системы бухгалтерского учета SAP) в соответствии с требованиями заполнения ИПДО. Данные сведения отражены в 17-м Национальном отчете по Инициативе прозрачности добывающих отраслей РК за 2022 год.
КПО самостоятельно представляет ИПДО-отчеты по своим налоговым обязательствам в полномочные органы РК с 2014 года. В таблице 46 представлены данные выплат КПО в период с 2014 по 2022 год.
Cведения о налогах, уплаченных компанией КПО в государственный бюджет РК, имеются в открытом доступе по ссылке http://egsu.energo.gov.kz в разделе «Итоговый отчет по налоговым и неналоговым платежам/поступлениям плательщиков нефтегазового и горнорудного секторов РК»
Таб. 46. Уплаченные КПО налоги и обязательные платежи, 2014 – 2022 гг. (долл. США)
2014 |
2015 |
2016 |
2017* |
2018 |
2019 |
2020** |
2021 |
2022 |
2,1 млрд |
1,2 млрд |
0,369 млрд |
0,746 млрд |
1,9 млрд |
1,6 млрд |
0,971 млрд |
1,6 млрд |
3 млрд |
Примечание:
* Расхождение с суммой в 897 млн, опубликованной в Отчете об устойчивом развитии за 2017 год, объясняется отражением суммы возврата после проведения сверки данных плательщика и получателя на более позднем этапе.
** Начиная с 2020 г. при конвертации с казахстанского тенге в долл. США КПО выполняет расчет по курсу на момент оплаты в соответствии с внутренней системой бухгалтерского учета SAP, а не по курсу НБ РК на конец отчетного периода.