Подходы в управлении ООС
Cистема экологического менеджмента
Компания КПО имеет Интегрированную систему менеджмента в области ОТ, ТБ и ООС, сертифицированную на соответствие международным стандартам ISO 14001:2015, ISO 45001:2018 и ISO 50001:2018, а также Политику в области ОТ, ТБ и ООС, направленную на постоянное улучшение показателей в данной сфере.
В 2023 г. КПО успешно прошла надзорный аудит ISO 14001, подтвердивший соответствие требованиям стандарта.
Ключевые экологические обязательства Политики КПО в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды включают в себя cледующие существенные задачи:
- предотвращение загрязнения окружающей среды,
- снижение выбросов парниковых газов,
- сохранение биоразнообразия и экосистем,
- охрана природных ресурсов,
- непрерывное улучшение показателей в сфере охраны окружающей среды.
В рамках поддержания эффективной системы экологического управления и в целях соответствия требованиям Экологического Кодекса, КПО своевременно пересматривает процедуры в области ООС.
Согласно Экокодексу РК, КПО несет обязательство внедрять наилучшие доступные техники (НДТ). В 2023 г. был проведен комплексный технологический аудит на соответствие НДТ. Понятие Комплексный технологический аудит (КТА) введен в Экологическом Кодексе РК с 2021 года и является первым этапом разработки и (или) пересмотра Справочников по наилучшим доступным техникам РК (далее Справочник по НДТ).
Электронная система управления экологическими аспектами
Для управления экологическими аспектами КПО использует разработанную электронную систему управления реестрами экологических аспектов EnvAR.
Реестры экологических аспектов подразделений Компании ежегодно пересматриваются и обновляются с учетом изменения текущей ситуации. На основании реестров подразделений Компании формируется Сводный реестр наиболее значимых экологических аспектов, по которым разрабатываются дополнительные мероприятия / меры контроля для снижения рисков и улучшения экологической ситуации. В Сводный реестр значимых экологических аспектов КПО в 2023 году были включены следующие аспекты:
- Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и парниковых газов,
- Образование и управление отходами,
- Обнаружение несанкционированного размещения отходов,
- Очистка и сброс хозяйственно-бытовых сточных вод,
- Образование и отведение промышленных сточных вод,
- Разливы,
- Потребление водных ресурсов.
Обеспечение экологического соответствия
КПО осуществляет свою деятельность в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан (РК). Ежегодно Компания запрашивает и получает в Министерстве экологии и природных ресурсов РК Экологическое Разрешение на воздействие, устанавливающее нормативы на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимиты накопления и захоронения отходов.
В 2023 г. были наложены два административных штрафа в области охраны окружающей среды (ООС) на общую сумму 214,52 млн тенге в отношений событий 2021 и 2022 гг. КПО добровольно оплатила штраф в размере 164,4 млн тенге за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В настоящее время Компания обжалует частично в судебном порядке постановление о наложении административного взыскания по факту превышения нормативов сбросов загрязняющих веществ в размере 50 млн тенге.
Внедрение требований Экологического кодекса
В 2023 году в рамках требований Экологического Кодекса РК были получены:
- Экологическое разрешение на воздействие для объектов КНГКМ на 2024 год;
- Экологическое разрешение для объекта «Терминал Атырау» на 2024–2030 гг.;
- Экологическое разрешение для объекта «НПС Большой Чаган» на 2024–2030 гг.;
В 2023 году План по внедрению требований Экологического Кодекса РК выполнен на 90 %.
В течение 2023 года в составе рабочих групп Министерства экологии и природных ресурсов РК и Ассоциации «KAZENERGY» Компания приняла участие в 84 заседаниях и представила замечания и предложения по 74 проектам нормативных правовых актов (НПА) РК в области ООС. В результате были внесены следующие изменения в соответствующие НПА:
- В Правила выдачи экологических разрешений (ЭР) и Инструкцию по определению категории объекта в связи с изменениями в ЭК РК от 05.07.2023 год:
- форма Экологического Разрешения (ЭР) разделяет лимиты на период строительства и лимиты на эксплуатацию;
- определены критерии для отнесения строительно-монтажных работ (СМР) и работ по рекультивации и (или) ликвидации к I, II, III или IV категориям. Часть технологически не связанных СМР КПО (временные дороги и площадки и др.) не требуют получения ЭР, т.к. отнесены к III или IV категориям.
- Постановлением Правительства РК утвержден Справочник НДТ по добыче нефти и газа, на основе которого разрабатывается необходимая проектная документация для получения комплекского экологического разрешения (КЭР).
- Внесены изменения в Правила проведения общественных слушаний (ОС). Из основных:
- разрешается проведение ОС до начала процесса проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) заявления на выдачу экологического разрешения;
- ОС можно проводить в смешанном формате – открытых собраний и видеоконференций;
- не требуется проведение ОС при повторной подаче заявления на ГЭЭ после получения отказа в выдаче ЭР.
В процессе обсуждения находятся:
- дополнение в ЭК РК по обязательному проведению экологического аудита каждые пять лет;
- проект новых экологических нормативов качества (ЭНК) для воздуха, воды, почвы и физических факторов, взамен действующих санитарно-гигиенических норм (ПДК);
- проект нового Водного кодекса в связи с образованием нового Министерства Водных ресурсов и ирригации РК.
Экологические общественные слушания
В 2023 году Компания проводила общественные слушания по материалам заявки на получение экологического разрешения на воздействие:
- Для объектов КПО, расположенных на территорииКНГКМ на 2024 год. Согласно требованиям Экологического кодекса РК, общественные слушания были проведены 8-9 октября 2023 г. в форме открытых собраний в 4-х сельских округах Бурлинского района (Успеновский, Приуральный, Жарсуатский, Пугачевский). На рассмотрение общественности были представлены 84 строительных проекта, 3 проекта нормативов эмиссий, программа управления отходами, программа производственного контроля, план мероприятий по охране окружающей среды.
- Для объектов экспортного трубопроводаКПК – Большой Чаган – Атырау, расположенных натерритории ЗКО, на 2024–2030 гг., общественные слушания были проведены 8 ноября 2023 г. в форме открытых собраний в Кушумском сельском округе Байтерекского района (с. Большой Чаган). На рассмотрение общественности были представлены один строительный проект, два проекта нормативов эмиссий, программа управления отходами, программа производственного контроля, план мероприятий по охране окружающей среды.
- Для объектов экспортного трубопроводаКПК – Большой Чаган – Атырау, расположенных натерритории Атырауской области, на 2024–2030 гг., общественные слушания были проведены 22 ноября 2023 г. в форме открытых собраний в Махамбетском сельском округе (с. Бейбарыс). На рассмотрение общественности были представлены два строительных проекта, два проекта нормативов эмиссий, программа управления отходами, программа производственного контроля, план мероприятий по охране окружающей среды.
Информация о планируемых общественных слушаниях была доведена до представителей заинтересованных государственных органов и общественности посредством объявлений на Едином экологическом портале, в периодическом печатном издании (газета), телеканале и на досках объявлений местных исполнительных органов административно-территориальных единиц.
Все проекты, вынесенные на обсуждение на общественные слушания в 2023 г., были одобрены заинтересованными государственными органами и общественностью. Результаты проведения общественных слушаний отражены в протоколах общественных слушаний. Пакет документов, вынесенных на общественные слушания, а также итоги обсуждения доступны на на вебсайте https://ecoportal.kz/.
Экологическая оценка поставщиков
На основании Экологического Кодекса РК КПО, как оператор объектов КНГКМ и экспортного конденсатопровода КПК-Большой Чаган-Атырау, обязана получать Экологическое разрешение, которое также включает подрядные организации, оказывающие услуги и работы на объектах КПО. Подрядные организации обязаны соблюдать условия такого Экологического разрешения и также несут ответственность за их несоблюдение в соответствии с законами Республики Казахстан.
На основании этого, начиная с 2021 года в Компании ведется планомерная работа по усовершенствованию взаимодействия с поставщиками. В период с 2021 по 2022 внедрена система контроля подрядных организаций, которая в 2023 году получила дальнейшее развитие.
ПОДРЯДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАНЫ СОБЛЮДАТЬ УСЛОВИЯ ТАКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ И ТАКЖЕ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
В 2023 году были пересмотрены требования Компании в области ОТ, ТБ и ООС, изложенные в приложении Д к контракту. Это позволило начать работы по внесению дополнений к действующим контрактам, по которым ряд поставщиков самостоятельно управляли отходами, образующимися на территории объектов КПО. В последующем все поставщики, осуществляющие работы на объектах КПО, будут обязаны осуществлять безопасное складирование отходов на рабочих местах, а дальнейший сбор и транспортировку отходов будет осуществлять КПО с привлечением специализированной подрядной организации.
В 2023 году КПО внедрила проведение целевых аудитов подрядных организаций силами Управления по охране окружающей среды КПО для проверки соблюдения подрядчиками условий Экологического разрешения КПО. По результатам проведенных аудитов были улучшены системы учета потребления топлива стационарными источниками выбросов и учет движения отходов у подрядчиков. В 2024 году году в рамках данных аудитов проверке подлежит система внутреннего экологического контроля при выполнении работ или операционный экологический контроль.
22 декабря 2023 года в рамках повышения экологической осведомленности, улучшения системы экологического менеджмента и выполнения требований приложения Д к контрактам, Компания провела семинар по ознакомлению с требованиями нового Экологического кодекса РК для экологов подрядных организаций, в котором приняли участие представители 57 подрядных организаций. Данный семинар позволил участникам детально ознакомиться с требованиями Экологического кодекса РК, а также улучшить понимание ответственности оператора и подрядных организаций в области охраны окружающей среды.
План мероприятий по ООС за 2023 год
Для достижения поставленных целей в области охраны окружающей среды КПО ежегодно разрабатывает Планы мероприятий по охране окружающей среды (далее ПМООС). Мероприятия Плана направлены на обеспечение экологической безопасности, совершенствование методов и технологий в сфере ООС, рациональное природопользование и на поддержание уровня соответствия международным стандартам ISO 14001 и ISO 50001.
В 2023 г. КПО вела производственную деятельность на основании выданных экологических разрешений. ПМООС были разработаны для каждого из полученных разрешений.
Таб. 27.Планы мероприятий КПО по охране окружающей среды на 2023 г. и выданные экологические разрешения
№ |
Планы мероприятий по ООС на 2023 г. |
Действующие разрешения на 2023 г. |
Орган выдачи Разрешения |
1 |
План мероприятий по ООС КПО для КНГКМ на 2023 г. |
Разрешения на воздействие (срок действия c 1 января по 31 декабря 2023 г.) |
Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
2 |
ПМООС КПО на 2021 – 2030 гг. для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (ЗКО) |
Разрешения на эмиссии в ОС в 2020 г. (срок действия c 1 января 2021 по 31 декабря 2030 г.):
|
Акимат ЗКО, Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Западно-Казахстанской области |
3 |
ПМООС КПО на 2023 – 2030 гг. (Атырауская область) |
Разрешение на воздействие (срок действия c 1 января 2023 по 31 декабря 2030 г.) |
Акимат Атырауской области, Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области |
В 2023 г. общие фактические затраты на выполнение мероприятий по ООС для КНГКМ составили 1,8 млрд тенге при запланированных 1,5 млрд тенге, что составляет 118 %.
Реализация Планов мероприятий по ООС КПО на 2023 г. по разделам приведена в таблице 28.
Таб. 28.Выполнение Плана мероприятий по ООС за 2023 г., %
№ |
Разделы Плана мероприятий по ООС |
Процент выполнения мероприятий КПО: |
||
- на КНГКМ |
- для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (ЗКО) |
- для экспортного конденсатопровода КПК – Большой Чаган – Атырау (АО) |
||
1 |
Охрана воздушного бассейна |
100 % |
100 % |
100 % |
2 |
Охрана и рациональное использование водных ресурсов |
207 % |
НП* |
НП* |
3 |
Охрана земельных ресурсов |
100 % |
НП* |
НП* |
4 |
Охрана флоры и фауны |
100 % |
НП* |
100 % |
5 |
Обращение с отходами производства и потребления |
190 % |
НП* |
НП* |
6 |
Внедрение систем управления и наилучших безопасных технологий |
88 % |
НП* |
НП* |
7 |
Научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы в области ООС |
100 % |
100 % |
100 % |
8 |
Экологическое просвещение и пропаганда |
НП* |
100 % |
100 % |
|
ИТОГО: |
(1,8 млрд тенге) |
(12 млн тенге) |
(22 млн тенге) |
* НП – мероприятия не предусмотрены.
Экологический эффект от реализации мероприятий по охране окружающей среды представлен в таблице 29.
Таб. 29.Экологический эффект от реализации мероприятий по сокращению эмиссий и отходов в 2023 г.
Выбросы в атмосферу |
Снижение фактических выбросов ЗВ в атмосферный воздух в результате выполнения мероприятий с внедрением передовых технологий за 2023 год составило 3 059 тонн включая:
|
Водопотребление |
|
Управление отходами |
|
Восстановление земель |
В 2023 г. проведена рекультивации земельных участков после окончания строительных работ на площади 51 га. |
Мониторинг окружающей среды
КПО реализует ряд программ по охране окружающей среды, которые включают в себя все аспекты производственной деятельности. Одной из ключевых программ является Программа производственного экологического контроля (ПЭК), разработанная в соответствии с требованиями Экологического кодекса РК для выполнения следующих задач:
- получение достоверных данных об эмиссиях предприятия и воздействии производственной деятельности на окружающую среду;
- оперативное упреждающее реагирование на внештатные ситуации;
- сведение к минимуму воздействия на ОС и здоровье человека;
- информирование заинтересованных сторон (местное население, государственные контролирующие органы, компании-партнеры) об экологической деятельности предприятия и рисках для здоровья населения.
В рамках ПЭК проводятся наблюдения как за эмиссиями в окружающую среду – выбросы, сбросы сточных вод, переработка, накопление и захоронение отходов, так и за качеством компонентов окружающей среды – атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва.
В 2023 г. наблюдения в рамках ПЭК за состоянием компонентов окружающей среды показали, что концентрации определяемых показателей находились на уровне наблюдений предыдущих лет. Отрицательного воздействия деятельности КНГКМ на окружающую среду не выявлено.
На регулярной основе КПО ведет производственный экологический контроль за состоянием ОС на объектах размещения отходов на территории месторождения. В 2023 г. по результатам наблюдений за подземными водами и почвой на полигоне захоронения твердых промышленных отходов Экоцентра, на площадке для временного хранения жидких отходов бурения, а также в ячейках 35А и 35Б, прямого негативного воздействия на компоненты ОС не отмечается. Количественный контроль за движением отходов осуществляется в целях учета объемов захоронения, а также объемов и времени накопления отходов.
Мониторинг качества воздуха осуществляется путем отбора и анализа проб аккредитованной лабораторией, а также с помощью 18 стационарных автоматических СЭМ. Для оценки качества атмосферного воздуха используются санитарно-гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК). Для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, зарегистрированные концентрации контролируемых компонентов сравнивают с ПДК и выражают в долях.
В 2023 г. в процессе ПЭК лабораторией было отобрано более 100 тыс. проб, проведено около 115 тыс. лабораторных анализов и около 28 тыс. замеров.
Особое внимание Компания уделяет охране атмосферного воздуха на территории промысла, границе СЗЗ и в населенных пунктах вблизи Карачаганакского месторождения.
Санитарно-защитная зона
Текущая расчетная санитарно-защитная зона (СЗЗ) действует на территории КНГКМ с 1 января 2018 г. В 2021 г. КПО успешно завершила перенос станций экологического мониторинга воздуха, начатый в 2018 г. Перенос станций был связан с изменением охвата CЗЗ для обеспечения корректных показателей непрерывного мониторинга воздуха и соблюдения законодательных требований РК. Карта-схема КНГКМ с указанием СЗЗ по состоянию на конец 2023 г. доступна для просмотра на вебсайте КПО в разделе Устойчивое развитие/Мониторинг окружающей среды/Санитарно-защитная зона.
В 2023 г. Компания продолжила реализацию проекта «Организация и благоустройство расчетной санитарно-защитной зоны КНГКМ», завершив этап «Первая очередь озеленения РСЗЗ КНГКМ и по выносу в натуру границ РСЗЗ». Цель проекта – уход за существующими лесонасаждениями и посадка новых, а также установка информационных знаков на границе СЗЗ.
В целях охраны объектов историко-культурного наследия от потенциального негативного воздействия, проект также предусматривает установку соответствующих знаков на границах охранных зон памятников истории и культуры. Ранее, в 2019 г. КПО организовала масштабные археологические исследования на данную тему (см. подробности в Отчете об Устойчивом Развитии КПО 2019, стр. 85-88).
В 2023 году был произведен вынос границ СЗЗ в натуру, включая установку информационных знаков и границ охранных зон объектов историко-культурного наследия.
Общая площадь участков, обозначенных под зеленое строительство за весь проектный период, составляет 249,1 га, из которых 151,9 га – площадь создания новых лесополос, 97,2 га – площадь проведения реконструктивных работ на существующих посадках.
Общий срок реализации всего проекта включает в себя период с весны 2023 г. вплоть до 2028 г.:
- 2022 г. – изыскания, полевые работы, разработка рабочей документации проекта.
- 2023 г. – вынос в натуру границ СЗЗ.
- 2024 г. – установка информационного обозначения на границах охранных зон памятников ИКН.
- 2023–2026 гг. – реконструкция лесополос.
- 2025–2028 гг. – новое строительство лесополос.
Строительство капитальных объектов в процессе реализации проекта не предусматривается. Работы проводятся силами подрядной компании. Карта-схема «Основные проектные решения организации и благоустройства РСЗЗ КНГКМ на период 2023–2028 гг.» доступна для просмотра на вебсайте КПО в разделе Устойчивое развитие/Мониторинг окружающей среды/Санитарно-защитная зона. Сводные схемы размещения объектов обустройства и озеленения СЗЗ были согласованы заинтересованными сторонами, хозяйствующими организациями и сельхозпроизводителями.
Мониторинг атмосферного воздуха автоматическими станциями экологического мониторинга
По периметру КНГКМ и СЗЗ установлены 18 стационарных автоматических станций экологического мониторинга (СЭМ 001 – 018), объединенных в единую автоматическую систему мониторинга окружающей среды.
Четыре из 18-ти СЭМ находятся на территории месторождения и в пределах СЗЗ. По состоянию на конец 2023 год, на границе РСЗЗ расположены 13 СЭМ: 006 – 018; СЭМ 005 находится вблизи г. Аксай.
Среднегодовые концентрации контролируемых компонентов, зарегистрированные СЭМ на границе СЗЗ КНГКМ в 2023 г., приведены в таблице 30. В данной таблице в графе «Фактическая среднегодовая концентрация» указаны минимальные и максимальные значения среднегодовых концентраций контролируемых компонентов по данным каждой из СЭМ.
Таб. 30.Среднегодовые значения концентраций контролируемых компонентов в 2023 г., зарегистрированные СЭМ
Контролируемые компоненты |
Фактическая среднегодовая концентрация, мг/м3 |
ПДК м.р.10., мг/м3 |
Превышение ПДК м.р.* |
H2S |
от 0 до 0,001 |
0,008 |
нет |
SO2 |
от 0,002 до 0,007 |
0,5 |
нет |
NO2 |
от 0,002 до 0,007 |
0,2 |
нет |
CO |
от 0,1 до 0,2 |
5,0 |
нет |
* На границе СЗЗ критерием оценки качества воздуха является ПДКм.р. СЭМ настроены на подачу сигнала при превышении ПДК м.р.
10 ПДК м.р. – максимально разовая предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация при вдыхании в течение 20-30 мин не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека (задержка дыхания, раздражение слизистой оболочки глаз, верхних дыхательных путей и др.)
Все СЭМ осуществляют замеры по четырем основным загрязняющим веществам (H2S, SO2, NO2, CO) непрерывно, 24 часа в сутки.
По данным, полученным с СЭМ в 2023 г. фактические среднесуточные, среднемесячные, среднеквартальные, среднегодовые концентрации контролируемых компонентов не превысили установленные санитарно-гигиенические нормативы. При этом, в течении года было зарегистрировано 177 случаев 20-минутных превышений по сероводороду и 1 случай по оксиду углерода. В соответствии с требованием пп. 8 п. 2 ст. 184 Экологического Кодекса РК, Компания направляла уведомления в Департамент экологии по ЗКО о факте превышений, зарегистрированных СЭМ-017 и СЭМ-007.
Необходимо отметить, что между превышениями, указанными в таблице 31, и деятельностью производственных объектов КПО связи не установлено. В период регистраций превышений все объекты КПО работали в штатном режиме, отжигов/очистки скважин КПО не проводилось. Сбоя в работе технологического оборудования, наличия утечек или несанкционированных выбросов, аварийных или плановых остановок технологического процесса не зарегистрировано. Прямых источников H2S среди объектов КПО не выявлено.
Таб. 31.Случаи превышения ПДК м.р., зарегистрированные СЭМ в 2023 г.
№ СЭМ |
Контролируемые компоненты |
ПДК м.р., мг/м3 |
Кол-во случаев превышения |
Кратность превышения ПДК м.р. |
СЭМ-005 |
H2S |
0,008 |
4 |
от 1,125 до 2,25 |
СЭМ-006 |
H2S |
0,008 |
23 |
от 1,125 до 3,625 |
СЭМ-006 |
СО |
5,0 |
1 |
1,12 |
СЭМ-007 |
H2S |
0,008 |
41 |
от 1,125 до 4,875 |
СЭМ-008 |
H2S |
0,008 |
44 |
от 1,125 до 7,375 |
СЭМ-010 |
H2S |
0,008 |
1 |
1,375 |
СЭМ-011 |
H2S |
0,008 |
1 |
1,175 |
СЭМ-012 |
H2S |
0,008 |
1 |
1,625 |
СЭМ-015 |
H2S |
0,008 |
4 |
от 1,125 до 95,875 |
СЭМ-016 |
H2S |
0,008 |
32 |
от 1,125 до 3,625 |
СЭМ-017 |
H2S |
0,008 |
26 |
от 1,125 до 17,0 |
Во время регистрации превышений ПДК жалоб на запах газа от жителей населенных пунктов, прилегающих к КНГКМ, не поступало.
Данные о качестве атмосферного воздуха со всех 18 автоматических СЭМ КПО передаются в режиме онлайн в Департамент экологии по Западно-Казахстанской области посредством портала «Экомонитор».
Мониторинг атмосферного воздуха в селах, близлежащих к Карачаганакскому месторождению
В шести селах, расположенных по периметру месторождения: Жарсуат, Жанаталап, Димитрово, Карачаганак, Приуральное, Успеновка, и в городе Аксай установлены стационарные посты контроля атмосферного воздуха. Отбор проб воздуха осуществляется 4 раза в сутки (в 1, 7, 13 и 19 часов согласно ГОСТ) штатными сотрудниками подрядной лаборатории, которые являются жителями указанных сел. В 2023 г. на стационарных постах отобрано и проанализировано около 52 тыс. проб атмосферного воздуха.
В лаборатории г. Аксая проводится химический анализ отобранных проб воздуха на содержание пяти основных компонентов согласно требованиям ГОСТ и руководящих документов: сероводород (H2S), диоксид серы (SO2), диоксид азота (NO2), оксид углерода/угарный газ (CO) и метилмеркаптан (СH3SH). Дополнительно, 1 раз в 10 дней проводятся наблюдения за содержанием в воздухе летучих органических соединений: бензол (C6H6), толуол (C7H8), ксилол (C8H10).
Ежемесячные результаты мониторинга атмосферного воздуха рассылаются в села для размещения на информационных досках, а также размещаются ежемесячно на вебсайте КПО. В случае поступления жалоб от населения при ощущении запаха газа на стационарных постах производятся внеплановые отборы проб воздуха.
В 2023 г. превышений среднесуточных ПДК контролируемых показателей в атмосферном воздухе населенных пунктов не было зарегистрировано.
В 2023 г. поступило 19 жалоб на запах газа от жителей населенных пунктов, прилегающих к Карачаганакскому месторождению. В населенных пунктах были проведены внеплановые отборы проб атмосферного воздуха, результаты анализа которых показали, что концентрации контролируемых компонентов не превышали установленных ПДКм.р. По каждой жалобе на запах газа заявителям была предоставлена обратная связь.
Среднегодовые концентрации контролируемых компонентов в атмосферном воздухе семи населенных пунктов за 2023 г. приведены в таблице 32. В графе «Фактическая среднегодовая концентрация» указаны минимальные и максимальные значения среднегодовых концентраций контролируемых компонентов. Критерием оценки качества воздуха для населенных пунктов является ПДКс.с.
Таб. 32.Среднегодовые значения концентраций контролируемых компонентов в атмосферном воздухе близлежащих к КНГКМ населенных пунктах, 2023 г.
Контролируемые компоненты |
Фактическая среднегодовая концентрация, мг/м3 |
ПДК с.с. 11,мг/м3 |
Превышение ПДКс.с. |
H2S |
0,002 |
0,008** |
нет |
SO2 |
0,003-0,004 |
0,05 |
нет |
NO2 |
От 0,023 до 0,026 |
0,04 |
нет |
CO |
0,428 – 0,455 |
3,0 |
нет |
С6Н6 |
от 0,166 до 0,178 |
0,3** |
нет |
С7Н8 |
ниже МПО* |
0,6** |
нет |
С8Н10 |
ниже МПО* |
0,2** |
нет |
СH3SH |
не обнаружено |
0,006** |
нет |
* Зарегистрированные значения ниже минимального предела обнаружения метода (МПО). МПО для контролируемых компонентов: С7Н8 – 0,14 мг/м3; С8Н10 – 0,14 мг/м3.
** ПДК м.р. Величина ПДК с.с для сероводорода и метилмеркаптана не установлена, поэтому для сравнения используется ПДКм.р.; ПДКм.р. также используется для оценки уровня содержания в атмосферном воздухе бензола, толуола и ксилола, т.к. периодичность отбора и анализа проб для этих компонентов составляет 1 раз в 10 дней.
11 ПДК с.с. – cреднесуточная предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) вдыхании.