Платежи государству

КПО осуществляет производственную деятельность в качестве Оператора в соответствии с условиями Окончательного Соглашения о разделе продукции (далее – ОСРП), подписанного между акционерами Карачаганакского проекта и Правительством Республики Казахстан.

Финансирование филиала обеспечивают акционеры, и все основные средства, построенные или купленные КПО, не списываются, не истощаются и не амортизируются, принимая во внимание закрепленное право акционеров использовать средства, согласно ОСРП. ОСРП не предусматривает капитализацию в разрезе долга и капитала. Таким образом, финансовая отчетность КПО не содержит сведения об объемах продаж и результатах финансово-хозяйственной деятельности. Доходы от результатов деятельности КПО делятся между Правительством Республики Казахстан и акционерами, которые самостоятельно отражают сведения о своей финансовой деятельности, включая доходы, чистые продажи, капитализацию и прочее, в своих финансовых отчетах.

Налоговый режим компании КПО регулируется Соглашением о разделе продукции и применимым налоговым законодательством Республики Казахстан. В соответствии с условиями статьи XIX ОСРП текущая деятельность по вышеуказанному Соглашению не облагается корпоративным подоходным налогом в Казахстане. Корпоративный подоходный налог является обязательством акционеров или материнских компаний КПО и отражается ими в их финансовых отчетах.

На протяжении последних нескольких лет в Национальных отчетах по реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан компания КПО признается вторым крупнейшим налогоплательщиком, на долю которого приходится немалая часть от всех налоговых поступлений в государственный бюджет страны.

Руководствуясь принципами уважения и прозрачности, компания КПО стремится выстраивать открытый диалог и отношения сотрудничества с налоговыми органами РК. Такой подход способствует формированию благоприятной среды как для развития бизнеса, так и для улучшения социальной сферы в Западно-Казахстанском регионе. В случаях применения налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов КПО также стремится обеспечить их прозрачность и соответствие законодательным и нормативным рамкам.

В практическом плане налоговая стратегия компании КПО состоит в том, чтобы корректно рассчитать налоги, минимизировать риск двойного налогообложения и предотвратить любые споры с налоговыми органами. В связи с этим ключевым принципом Компании являются своевременная выплата налоговых обязательств и своевременное предоставление соответствующим органам всей информации, требуемой по закону или необходимой для правильного определения причитающихся налогов.

В соответствии с действующей в РК системой управления налоговыми рисками (СУР) при планировании и организации налоговых проверок по оценке налоговых органов на протяжении 2023 года КПО присваивалась средняя степень риска возможного неисполнения налоговых обязательств перед государством.

Согласно новым Правилам возврата НДС с применением СУР, для КПО средняя степень риска могла повлиять на сумму возврата НДС, т. к. критерии для определения степени риска налогоплательщика (низкая/средняя/высокая) в большинстве аналогичны критериям степени риска, применяемым в целях подтверждения достоверности сумм возврата превышения НДС.

КПО строго соблюдает нормы законодательства РК в области налогообложения, а также реализует свои налоговые правоотношения в соответствии с общемировым стандартом инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), который способствует отражению прозрачности доходов и подотчетности в нефтегазовом и горнорудном секторах.

Инициатива прозрачности добывающих отраслей

КПО поддерживает Инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в целях обеспечения прозрачности доходов и всей цепочки создания стоимости при управлении природными ресурсами Республики Казахстан (РК).

В 2023 году КПО оплатила налоги и платежи в бюджет РК в сумме 2,156 млрд долл. США (по курсу внутренней системы бухгалтерского учета SAP) в соответствии с требованиями заполнения ИПДО. Данные сведения подлежат отражению в Национальном отчете по Инициативе прозрачности добывающих отраслей РК за 2023 год.

КПО самостоятельно представляет ИПДО-отчеты по своим налоговым обязательствам в полномочные органы РК с 2014 года.

В таблице 54 представлены данные выплат КПО в период с 2014 по 2023 год.

Таб. 54.Уплаченные КПО налоги и обязательные платежи, 2014–2023 гг. (долл. США)

2014

2015

2016

2017*

2018

2019

2020**

2021

2022

2023

2,1 млрд

1,2 млрд

0,369 млрд

0,746 млрд

1,9 млрд

1,6 млрд

0,971 млрд

1,6 млрд

3 млрд

2,156 млрд

Примечание:
* Расхождение с суммой в 897 млн, опубликованной в Отчете об устойчивом развитии за 2017 год, объясняется отражением суммы возврата после проведения сверки данных плательщика и получателя на более позднем этапе.
** Начиная с 2020 г. при конвертации с казахстанского тенге в долл. США КПО выполняет расчет по курсу на момент оплаты в соответствии с внутренней системой бухгалтерского учета SAP, а не по курсу НБ РК на конец отчетного периода.

Cведения о налогах, уплаченных компанией КПО в государственный бюджет РК, имеются в открытом доступе по ссылке http://egsu.energo.gov.kz в разделе «Итоговый отчет по налоговым и неналоговым платежам/поступлениям плательщиков нефтегазового и горнорудного секторов РК».